Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

штиль.

763мм 91%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Общество Бесплатное второе высшее и налоговый вычет

Бесплатное второе высшее и налоговый вычет

1 368

Вопрос: У меня уже есть высшее образование, полученное в коммерческом институте. Сейчас учусь в аспирантуре на платной основе. Имею ли я право получить бесплатное второе высшее образование? Полагается ли мне налоговый вычет за обучение в аспирантуре, при условии, что договор на мое высшее образование был оформлен не на меня?

Ответ: Относительно получения бесплатного второго высшего образования сообщаем следующее.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I "Об образовании", гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, государственные гарантии на бесплатное высшее профессиональное образование распространяется только на те случаи, когда образование данного уровня гражданин получает впервые. Получение второго высшего профессионального образования бесплатно, то есть за счет федерального бюджета, прямо нарушает указанный закон. Такое поведение является неправомерным и противоправным.

Поскольку в настоящее время не существует единого реестра учета дипломов о высшем образовании, то граждане действительно имеют возможность получить бесплатно (за счет федерального бюджета) второе высшее профессиональное образование, скрывая, что у них уже есть одно высшее профессиональное образование. Однако, такие правоотношения строятся на обмане, который выражается в предоставлении недостоверных сведений, и не допустимы.

За подобного рода правонарушение гражданин может быть привлечен как к гражданско-правовой ответственности, так и к уголовной ответственности.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", действия граждан, состоящие в получении социальных выплат и пособий, иных денежных выплат (например, предусмотренных законом компенсаций, страховых премий) или другого имущества путем представления в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать соответствующие решения, заведомо ложных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых согласно закону, подзаконному акту и (или) договору является условием для получения соответствующих выплат или иного имущества (в частности, о личности получателя, инвалидности, наличии иждивенцев, участии в боевых действиях, отсутствии возможности трудоустройства, наступлении страхового случая), а также путем умолчания о прекращении оснований для получения указанных выплат следует квалифицировать как хищение чужого имущества в форме мошенничества.

Таким образом действия граждан, направленные на получение второго высшего профессионального образования за счет федерального бюджета путем умолчания о наличии высшего профессионального образования того же уровня, могут быть квалифицированы по ч. 3 или ч. 4 ст. 159 Уголовного Кодекса РФ в зависимости от стоимости обучения.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, однако оно не поощряет социальное иждивенчество и паразитизм. Очевидно, что оплатив из средств федерального бюджета получение второго высшего профессионального образования лицу, которое не имело на это право, государство претерпело убыток, который заключается в стоимости обучения на бюджетной основе.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Между действиями гражданина, предоставившим недостоверные сведения, и негативными последствиями, которые претерпело государство, существует прямая причинно-следственная связь.

Таким образом, в судебном порядке гражданин, получивший бесплатно второе высшее образование, может быть привлечен также и к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения в федеральный бюджет стоимости обучения.

Кроме того, если лицо в период обучения получало стипендию, то в таком случае подобные выплаты расцениваются как неосновательное обогащение и также подлежат возврату в федеральный бюджет, поскольку предоставленные средства были выплачены в результате недобросовестного поведения гражданина (см. п. 1 ст. 1102 ГК РФ и п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Таким образом, получение второго высшего образования за счет средств федерального бюджета является недобросовестным и противоправным поведением, которое может привести к далеко идущим негативным последствиям.

Какие-либо ссылки на практику в отношении лиц, которые недобросовестно получили второе высшее образование за счет федерального бюджета, в данном случае недопустимы, поскольку такая практика основана на недобросовестном и противоправном (преступном) поведении.

Относительно налогового вычета сообщаем следующее.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ: «налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ: «При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях».

Таким образом, чтобы ответить на Ваш вопрос относительно налогового вычета, необходимо уточнить в каких отношениях Вы состоите с человеком, оплачивающим Вам Ваше образование.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях