Компания "Яндекс" опубликовала свои последние исследования дорожной обстановки в Санкт-Петербурге и выявила довольно интересные закономерности. Оказалось, что некоторые районы напрочь лишены комфортного автомобильного сообщения с остальными частями мегаполиса, в то время как в соседнем квартале, буквально через улицу, автомобиль является единственным возможным транспортом.
На прошедшей во вторник, 13 декабря, пресс-конференции аналитики сервиса "Яндекс.Пробки" рассказали журналистам о проблемных частях Петербурга. Правда, они отметили, что дорожная ситуация в Северной столице намного лучше, чем в Москве.
С недавних пор сервис позволяет автомобилистам прокладывать маршруты по городу. Если под рукой есть телефон или планшет, водитель может прикинуть наилучший путь следования из точки А в точку Б с учетом пробок. Точно такой же по функционалу сервис ранее был запущен и для тех, кто пользуется общественным транспортом, - на выбор предлагается несколько вариантов передвижения на автобусе, маршрутке или метро.
Накопленные данные позволили оценить доступность тех или иных районов и магистралей для жителей города, а также выяснить, куда проще добраться на автомобиле, а куда стоит ехать только на общественном транспорте. Конечно, весь интерес заключается в максимально быстром перемещении спешащих граждан сквозь пробки.
Статистические данные, полученные от передижения «на своих двоих» и «на колесах», были совмещены и наложены на карту Петербурга. Выяснилось, что ситуация в Петербурге неоднозначная и по-своему удивительная. Посмотрим на карту, где зеленым отмечены области наилучшей автомобильной доступности, а красные участки показывают, где быстрее всего передвигаться общественным транспортом.
Сначала аналитики рассмотрели дорожную обстановку в утренний час пик. Традиционно он укладывается в промежуток от 9 до 10 утра. Как видно на иллюстрации, центр Петербурга, а также вся Петроградская сторона, большая часть Адмиралтейского района и восток Северной столицы проезжаются «на ура» именно на автомобиле.
Это связано со множеством факторов. Так, например, сервис учитывает скорость передвижения автобуса по тем же пробкам, а также удаленность от метро и транспортную доступность жилых массивов.
В то же время Приморский район буквально отрезан от города для автомобилистов - доехать оттуда в центр сквозь заторы практически нереально. В таком случае использование общественного транспорта куда выгоднее по времени.
Подобные «островки», откуда лучше ехать только на автобусах и метро, раскиданы по всему городу. Так, например, начало Бухарестской улицы отделено от города железнодорожными путями, проезд под которыми затруднен узким участком дороги. А близость к метро и обилие маршрутного транспорта в районе проспекта Большевиков также располагают в пользу отказа от личного автомобиля.
В зону наиболее выгодного использования общественного транспорта, с точки зрения затраченного на дорогу времени, попадают и такие части города, как Дачный проспект, пересечение Дунайского и Витебского проспектов, посёлок Металлострой и район вокруг всего проспекта Просвещения. Среди причин основной являются пробки, стояния в которых можно избежать при помощи метро или автобусов.
Разумеется, аналитики "Яндекс.Пробок" рассмотрели и транспортную обстановку всего города вечером, когда большая часть горожан спешит с работы домой. За условную точку старта взяли угол Невского и Литейного проспектов. В период с 18 до 19 часов ситуация довольно сильно отличается от утренней. Удобными для чисто автомобильного сообщения, по данным сервиса, являются самый центр города, Васильевский остров и восточная часть Петербурга, ограниченная Гражданским проспектом, набережными, проспектом Косыгина и кольцевой автодорогой.
Во все остальные части города из центра лучше добираться исключительно общественным транспортом. Подобную рекомендацию можно дать жителям района вокруг проспекта Стачек, проспектов Славы и Типанова, Октябрьской набережной, станции метро "Черная речка", а также севера Приморского и Выборгского районов.
Тем, кто собирается ехать в район Старой Деревни, Комендантского проспекта, проспекта Просвещения и к западу от Гражданского проспекта, а также к проспектам Большевиков, Дачному и Дунайскому, аналитики "Яндекс.Пробок" категорически советуют отказаться от личных автомобилей и пересесть на метро и далее на маршрутки и автобусы. В этом случае на возвращение домой будет затрачено намного меньше времени, чем при езде на машине.
Из исследований можно сделать общий вывод: пассажиры общественного транспорта, которые живут рядом с конечными станциями метро, добираются в центр по утрам быстрее автомобилистов. По вечерам загруженность дорог вырастает, особенно в центре, - быстро выехать оттуда на автомобиле не получится. В результате выигрывают пассажиры метро не только с конечных, но и с более близких к центру станций. В выигрыше оказываются даже те, кто от метро до дома едет наземным транспортом. Например, почти всем жителям Приморского района гораздо быстрее возвращаться вечером из центра общественным транспортом.
В районах, где поблизости нет метро, автомобиль даже по вечерам оказывается самым быстрым средством передвижения. К примеру, автомобилисты Калининского и Красногвардейского районов добираются в центр и обратно быстрее пассажиров общественного транспорта и утром, и вечером.
Весь аналитический обзор составлен на основании данных, получаемых системой с мобильных телефонов и планшетов автомобилистов, которые передвигаются по городу и используют при этом программу "Яндекс.Карты". Также учитывалась скорость передвижения общественного транспорта по пробкам, частота движения поездов метро. Более того, при путешествии «на своих двоих» подсчитывалось время, необходимое для спуска в метро или пересадки с одного вида транспорта на другой.
Подробные исследования могут помочь каждому жителю Петербурга решить для себя, стоит ли использовать личный автомобиль каждый день, имеет ли это практический смысл. Такая карта города также вполне пригодна для оценки привлекательности с точки зрения транспортной доступности того или иного места жительства или работы.
К сожалению, ни администрация Санкт-Петербурга, ни отдельные чиновники или профильные комитеты до сих пор не используют подобную аналитику при создании планов развития общественного транспорта или дорожной сети. Как не пользуются этой бесплатной помощью для оценки транспортной ситуации на магистралях Северной столицы и, например, улучшения координации работы светофоров в ГИБДД или ГУ ДОДД.