18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
01:08 20.09.2018

Госуслуги: без очереди за 130 рублей

Стали известны первые итоги работы комитета по информатизации и связи Петербурга по переводу бумажной волокиты, возникающей при общении граждан с госструктурами, в электронный вид. Для этого в городе было создано 34 специальных офиса многофункциональных центров (МФЦ), где любой горожанин может получить 164 различные государственные услуги. Эксперты сходятся во мнении, что на проекте в Петербурге не экономили, в Смольном уверены – именно такой подход к проекту позволил ему окупиться.

Госуслуги: без очереди за 130 рублей

krgv.ru

Стали известны первые итоги работы комитета по информатизации и связи Петербурга по переводу бумажной волокиты, возникающей при общении граждан с госструктурами, в электронный вид. Для этого в городе было создано 34 специальных офиса многофункциональных центров (МФЦ), где любой горожанин может получить 164 различные государственные услуги. Эксперты сходятся во мнении, что на проекте в Петербурге не экономили, в Смольном уверены – именно такой подход к проекту позволил ему окупиться.

По словам председателя комитета по информатизации и связи Петербурга Александра Демидова, проект стартовал в 2009 году, а его основной идеей было создать единое окно государственных услуг и избавить граждан от необходимости бегать по всяким инстанциям для получения справок, выписок и так далее. Для этого в городе было создано 34 офиса, или МФЦ, обратившись в которые можно урегулировать почти все дела, связанные с государственными структурами. «Допустим, жителю города требуется получить единовременное пособие на рождение ребенка или, например, разрешение на строительство объектов ИЖС – раньше для этого требовалось посетить как минимум два различных государственных учреждения. Причем в каждом гарантированно были очереди. Теперь эти вопросы можно решить без очереди в МФЦ», - пояснил господин Демидов.

По его словам, всего МФЦ предоставляют 164 государственные услуги, в том числе 10 федеральных. В следующем году их количество должно существенно возрасти за счет интеграции с федеральными системами. Все документы в МФЦ оформляются в электронном виде, носить бумаги от одной инстанции к другой для получения какой-либо справки или выписки не требуется – запросы и копии документов передаются через компьютерную сеть. «Почти у всех государственных учреждений есть свои собственные базы данных. Мы разработали специальное программное обеспечение, с помощью которого сделали между ними общий интерфейс. Сами МФЦ соединены с базами данных различных структур нашей собственной сетью», - заявил Демидов. По его словам, электронный документооборот позволяет контролировать прохождение запросов и документов по госструктурам с точностью до секунды. Например, это позволяет узнать, у какого именно чиновника застряли «электронные» бумаги.

Как сообщил господин Демидов, хозяйственную часть проекта – помещения под МФЦ, их ремонт, мебель и прочее - реализовывали районные администрации, а техническую –компьютерную технику, программную часть системы - обеспечивал КИС. Всего в МФЦ сейчас действует 579 рабочих окон, на техническое оснащение центров в пересчете на 1 рабочее окно, по словам Демидова, было израсходовано около 1 млн рублей. Таким образом, КИС потратил на проект порядка 600 млн рублей. Опрошенные эксперты по-разному оценивают бюджет проекта. «Отмечу, что для жителей города внедрение МФЦ однозначно нужное дело - работа с бумажными документами очень часто уже не отвечает реалиям времени. Если программа будет нормально работать, городу она в любом случае будет выгодна – хоть это и не прямые инвестиции, но экономия времени граждан и улучшение работы госорганов. Однако, если оценивать навскидку, не зная деталей, то миллион на рабочее место – очень много, я бы оценил затраты на организацию подобного рабочего окна в 300-500 тысяч рублей», - говорит генеральный директор ИАА «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков.

«Да, видно, что на техническом оснащении МФЦ в Санкт-Петербурге явно не экономили. Большинство наших заказчиков о таких бюджетах и не мечтает», - говорит представитель компании "Центр открытых систем и высоких технологий", одного из ведущих российских разработчиков систем управления МФЦ. «Но для нас очевидно, что затраты на создание инфраструктуры МФЦ – это лишь верхушка айсберга. В масштабах нескольких лет важнее становится стоимость владения и обслуживания, а не стоимость приобретения. Анализ стоимости владения информационными системами показывает, что затраты на персонал и расходные материалы заметно превышают стоимость приобретения инфраструктуры. При двусменной работе годовые затраты на персонал сравняются с затратами на создание рабочего места. А экономия времени и расходников за счет использования принтеров и сканеров среднего, а не начального класса позволит окупить их стоимость уже за несколько лет. Например, в питерских МФЦ установлены устройства многотиражной печати, обеспечивающие 1,5 рубля экономии на каждом листе. Через пару лет такая экономия должна оправдать стоимость устройства, а офисный принтер за это время уже дважды придется менять на новый. То же касается и иного оборудования: время работы на отказ, частота сбоев в работе и стоимость ремонта - в пересчете на несколько лет дорогостоящее изначально оборудование оказывается более экономичным выбором».

В ГУП «СПб ИАЦ», специалисты которого занимались реализацией проекта сети МФЦ в Петербурге, комментируют, что оценивать только стоимость рабочего места просто некорректно. «Собственно операторское место – АРМ – обходится в среднем в 264 тыс. руб. Это включает в себя стоимость рабочей станции с полным набором лицензионного ПО, не дешевые, но обязательные средства информационной защиты, включая средства криптографии. Каждое АРМ оснащается телефонией, устройством поточного сканирования. И сэкономить здесь невозможно: вы не сможете, например, поставить одно такое устройство на несколько окон – вы тут же получите задержки в работе операторов, увеличение среднего времени обработки запросов посетителей с 15 минут до часа, очереди и полное нивелирование всей концепции проекта. Ведь одна из важнейших целей комплекса МФЦ – экономия времени горожан при обращении за государственными услугами», - поясняют в СПб ИАЦ. По словам представителя ГУПа, на стоимость АРМ приходится только 25% названной цифры. Стоимость общего инфраструктурного оборудования (серверы, системы хранения данных, устройства многотиражной печати, сетевое оборудование, сети и их прокладка, устройства энергоснабжения, а также средства информационной защиты) для крупного центра на 20 окон занимает 20% в общем бюджете. Еще 10% приходится на стоимость прокладки и подключения каналов связи, 20% бюджета – система видеонаблюдения, 25% - комплекс электронной очереди. Полное техническое инфраструктурное оснащение крупного МФЦ обходится в 20 млн руб., вполне рыночный бюджет для современного высокотехнологичного центра, работающего с огромной нагрузкой – по 12 часов 7 дней в неделю.

Отметим, что стоимость построения МФЦ в России заметно разнится от региона к региону. Например, в Ханты-Мансийском округе на программу оснащения МФЦ выделено из местного бюджета 360 млн руб. на 3 года. В рамках программы построено 4 крупных МФЦ в региональных центрах, общее количество окон в центрах составляет порядка 100. Таким образом, в пересчете на 1 окно стоимость проекта в регионе составила 3,6 млн руб. Хотя это один из самых высоких показателей по стране, что определяется высокой стоимостью работ в регионе, логистическими наценками на оборудование и пр. В целом же по стране цифра колеблется от 0,3 (в небольшом муниципальном МФЦ) до 2,5 млн руб. (в крупном городе) в зависимости от степени оснащенности центра и его масштабов.

В комитете по информатизации и связи Санкт-Петербурга приводят расчеты макроэкономического эффекта. Ранее обращение гражданина за какими-либо государственными сервисами требовало не только двух посещений нужного ведомства, но и, как правило, получение 3-4 предварительных справок и документов. И все это в рабочее время, в разных местах, с самым разным расписанием приема граждан. С учетом дороги, стояния в очередях, каждое обращение «съедало» 3 рабочих дня. Сейчас все можно сделать в выходной день или после работы, в удобное время, с минимумом ожидания в очереди и всего за 2 посещения МФЦ рядом с домом. «При средней зарплате в Петербурге 30 тыс. руб. 1,7 млн обращений в МФЦ за 3 года существования проекта превращаются в 5 млн сэкономленных рабочих человеко-дней, т.е. больше 20 млрд сэкономленных рублей. Стоимость проекта - это примерно по 130 рублей на каждого из нас – на наш взгляд, это не высокая плата за ежегодную экономию одного дня своей жизни. Конечно, такая оценка весьма условна, но позволяет представить общий экономический эффект от проекта для города», - считают в комитете.

Помимо этого, чиновники уверены, что реализованный проект должен сократить мелкую коррупцию на местах. Система МФЦ отделяет чиновника, принимающего решение, от заявителя. Таким образом, город избавляется от взяток на местах. Ожидаемый эффект от сокращения коррупционной составляющей экономики города можно оценить по обороту сферы посредников – несколько сотен миллионов рублей ежегодно.

Тихон Григорьев, Telecomblog.ru, специально для Fontanka.ru

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...