18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:49 25.09.2018

Особое мнение / Валерий Федотов

все авторы
02.12.2011 12:44

«Апофегей» свободы

Упоение свободой в нашей стране всегда превращается в ее «апофегей» и вакханалию. Освобождение крестьян привело к фактическому уничтожению освободителей и страны, в которой они все вместе жили.

В 1861 году Александр II освободил крестьян. Через восемь лет в Женеве вышел «Катехизис революционера»: документ, где в 26 параграфах излагались основные принципы отношения революционера к самому себе, к товарищам по революции, к обществу и народу.

«Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единой страстью – революцией…

Революционер презирает общественное мнение… Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что помешает ему.

У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьего разрядов… на них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного ему в распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела.

Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения: он не революционер, если они могут остановить его руку.

Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России. Наше дело – страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение…»

«Катехизис» стал идеологической базой для деятельности «Народной расправы» - Сергей Нечаев, лидер организации, реальный прототип одного из героев «Бесов» Ф. Достоевского, заложил основные принципы борьбы с властью – индивидуальный террор во имя цели, которая оправдывает все средства. Финал этой истории мы все знаем – царь-освободитель был убит.

Упоение свободой в нашей стране всегда превращается в ее «апофегей» (выражение позаимствовал у Ю. Полякова) и вакханалию. Освобождение крестьян привело к фактическому уничтожению освободителей и страны, в которой они все вместе жили.

При этом солдаты «Народной расправы» считали, что они – истинный голос народа. Часть (по факту – единицы) присвоила себе право интерпретировать по-своему интересы целого. А молчаливое большинство и тогда было молчаливым большинством.

Я далек от исторических сравнений и аналогий. Я лишь вижу ситуацию, когда обличители «режима жуликов и воров» обличают, нападают и свистят – в соответствии с тем, как они понимают «интересы целого». Я не готов говорить о них свысока – честное и смелое обличение достойно уважения. Если оно честное и смелое. Показательно другое: судьба обличителей. Она не меняется.

Обличение оказывается всего лишь забавным эпизодом, «ржакой», о которой рассказывают в блогах. С авторами постов и комментариев, равно как и с героями сюжетов, тоже ничего не происходит. Нет карающей руки и даже воспитательного подзатыльника. Нет объяснительных на работе, гневных передовиц в стенгазете, нет суда и нет следствия, нет позорного исключения из вузов. Ничего нет.

Есть возможность приходить и обличать, свистеть, крякать, гавкать, прыгать на голове и демонстрировать голый зад – в знак протеста против неверно понятого ощущения свободы. Обличители вместе с водой выплескивают ребенка под одобрительные «+1000!» обманутой интерпретацией толпы. И это вызывает грусть.

Валерий Федотов, бизнесмен