0

Петербург отправил греков в астрал

Крупный греческий концерн по производству лакокрасочных материалов для авторемонта HB-BODY, похоже, угодил в те же коррупционные силки, что и шведская компания ИKEA, топ-менеджеры которой уже пишут бестселлеры о том, какими чудовищными способами в России препятствуют нормальному ведению бизнеса. Греки пока книг не пишут. Они пишут письма. Ассоциация экспортеров Северной Греции уже отправила уведомление в МИД России.

ПоделитьсяПоделиться

Крупный греческий концерн по производству лакокрасочных материалов для авторемонта HB-BODY, похоже, угодил в те же коррупционные силки, что и шведская компания  ИKEA, топ-менеджеры которой уже пишут бестселлеры о том, какими чудовищными способами в России препятствуют нормальному ведению бизнеса. Греки пока книг не пишут. Они пишут письма. Ассоциация экспортеров Северной Греции уже отправила уведомление в МИД России и Торгово-промышленную палату с просьбой принять срочные меры к «злоумышленникам» из Санкт-Петербурга, чьи действия влияют не только на положение компании, но и на развитие греческого внешнего рынка.

Таможенная ловушка

Как рассказали «Фонтанке» на заводе HB-BODY,  импорт продукции в Россию начался с 1998 года. Бизнес все эти годы развивался успешно.

- C 2009 года мы отправляли грузы в Петербург в адрес компании «Парос», являющейся импортером нашей продукции в России и держателем прямого контракта, которая получала их без всяких проблем, - говорят на заводе.

Первый тревожный звонок прозвучал в начале 2009 года, когда сотрудники ФСБ (3-й отдел СКРООТ УФСБ по Петербургу и Ленобласти, чья профессиональная специализация – контртеррористические операции на транспорте) задержали на границе контейнеровоз с продукцией HB-BODY за то, что машина не была оборудована проблесковым маячком и огнетушителем. Видимо, в этих нарушениях был обнаружен какой-то «террористический элемент», потому что на фирму-перевозчика был наложен гигантский штраф в 500 тысяч рублей.

В июле 2010 года в Морском порту Санкт-Петербурга были задержаны 9 контейнеров с грузом, - рассказывают о дальнейших злоключениях греки. – Нам было сказано, что якобы наша продукция является токсичной и опасна для здоровья, поэтому остается в порту для тщательного досмотра. Конечно, мы не имеем возражений против того, чтобы российские государственные службы проконтролировали качество нашей продукции, однако нам бы хотелось знать, сколько времени потребуется на проверку. Так, понадобилось два месяца, чтобы осмотреть четыре контейнера из девяти, при этом долгое время нам ничего не было известно даже о результатах досмотра. А потом нам заявили, что наш товар токсичен, содержит радиоактивные вещества и опасен для жизни! Это полный абсурд!

Для справки

HB-BODY – крупнейший мировой концерн по производству материалов для авторемонта: грунтов, шпатлевок, лаков, аэрозольных красок для автомобилей. Более 85 процентов продукции экспортируется в Европу, страны Балканского региона, в Россию, Америку, Австралию (более 50 стран). На всю продукцию имеется сертификат ISO 9001, выданный немецкой государственной организацией по контролю качества TUV, она используется на всех крупнейших машиностроительных заводах мира. Все материалы производятся в соответствии со стандартами Евросоюза и США по содержанию опасных для здоровья человека и окружающей среды веществ, на всей продукции стоит соответствующая маркировка, подтверждаемая паспортами безопасности. Также качество продукции одобрено Генеральной химической лабораторией. 

«Яд из воздуха» оказался выдумкой


Обвинение в токсичности продукции греческого концерна строилось на анализах… проб воздуха, взятых таможенниками из контейнеров. Но вскоре выяснилось, что обвинение, мягко говоря, надуманное.  

- Питерское управление Роспотребнадзора начало собственную проверку грузов, и оказалось, что для исследования продукции не нужно брать пробы воздуха в контейнере, нужна сама продукция, - рассказывает Михаил Томашев, гендиректор ООО «Парос» (импортер HB-BODY в Россию) . – Роспотребнадзор отобрал из контейнеров образцы красок, провел исследования и подтвердил, что содержание вредных веществ в товарах соответствует санитарным нормам России.

Но официальное заключение Роспотребнадзора и сертификаты соответствия всей линейки товаров HB-BODY стандартам Таможенного союза таможенников не впечатлило. При каждом оформлении грузов Балтийская таможня делала запрос в Роспотребнадзор по поводу соответствия продукции санитарным требованиям страны. И пока не приходил ответ, не впускала контейнеры в страну – задержка составляла около 5 - 7 дней. Импортер продукции нес убытки. Но поставки в российские (в том числе и питерские) автомагазины продолжались.

- И тогда сотрудники Красногвардейского ОБЭП пришли с рейдом в автомагазины, торгующие продукцией HB-BODY, заявив буквально следующее: «Уберите эту продукцию с прилавков, иначе у вас будут проблемы», - рассказывает Станислав Кириллов, директор ООО «Апекс» (дистрибьютор HB BODY S.A. в России).

Уголовно наказуемая опечатка

В апреле 2011 года, по оперативной информации все того же 3-го отдела СКРООТ ФСБ, оперативная таможня возбудила уголовное дело по признакам контрабанды. Основанием для возбуждения стала опечатка в названии компании-импортера «Парос» в приложенных копиях контракта к трем декларациям. Опечатка была всего в одной букве - вместо «Paros» в копии контракта появилось слово «Pafos». Из этого сыщики сделали вывод о том, что в Россию ввозят продукцию HB BODY «с обманным использованием документов».

- Самое интересное, что в оригиналах контракта этой опечатки нет, - говорит Михаил Томашев, гендиректор ООО «Парос». - Ни у импортера, ни у греков. Напрашивается мысль о том, что надо иметь хоть какой-то документ с целью создать признак преступления там, где им и не пахнет.

С момента возбуждения уголовного дела прошло уже более полугода, но до сих пор следствие не может определить, в чем состоит ущерб, «нанесенный государству в особо крупном размере». В деле даже нет подозреваемых, только «группа неустановленных лиц». К слову, претензий к таможенному оформлению товара и к объему уплаченных таможенных сборов, пошлин и налогов нет: импортер заплатил за ввоз товара без малого 2 миллиона рублей.
 
Путешествие в «Астрал»

- Целью злоумышленника является остановка поставок нашей продукции на российский рынок и продвижение своего товара, - делают вывод в греческом концерне. Но кому выгоден уход греческого концерна с российского рынка?

По словам представителей компании «Парос», большинство жалоб в надзирающие и контролирующие органы (Роспотребнадзор, оперативную таможню СЗТУ, управление ФСБ и Генеральную прокуратуру) лично подал некий бизнесмен Валерий Макарчук. Гендиректор ООО «Супрема Ойл»  и руководитель питерской сети магазинов «Автопилот». И фирма, и сеть входят в торговую группу «Астрал», которая принадлежит бизнесмену Александру Бораченко.

По словам представителей греческого концерна, группа «Астрал» с 1998 года до марта 2010 года была импортером и дистрибьютором HB Bodу в России и на Украине. Но в 2008 году господин Бораченко стал настаивать на эксклюзивном партнерстве с греками и даже создал под это в России ООО «НВ Боди», которое, кстати, также возглавил Валерий Макарчук.

Для обоснованности притязаний на эксклюзивное партнерство Бораченко понадобился рост продаж. И он, похоже, не придумал ничего лучше, чем обрушить продажи конкурента – «Пароса», - считает Михаил Томашев. - Начались жалобы в правоохранительные и фискальные органы, налоговые и таможенные проверки и прочие «кошмары». И может быть, затея бы удалась, если бы «Астрал» не захотел большего: «Астрал» стал развивать собственную розничную сеть «Автопилот» по всей стране. Наконец, он создал собственный бренд ОТRIX,по ассортименту и наименованию похожий на HB Body.

В результате в марте 2010 года греки разорвали контракт с «Астралом».

- Мы решили прекратить наше сотрудничество с «Астралом», поскольку у них другой менталитет в продвижении наших продуктов, - заявляют греческие бизнесмены. – Кроме того, они хотели вместе с нашей продукцией под нашим брендом продвигать собственную, качество которой нам было неизвестно. И именно поэтому мы решили остановить наше сотрудничество. После этого в России у нашей компании начались проблемы. Лишившись прямого контракта с HB BODY, группа «Астрал» пошла ва-банк.

Следы ведут в ГУП?

Не исключено, что не последнюю роль в этом сыграли деловые связи Бораченко, - считает Станислав Кириллов. - Так, например, фирма «Супрема Ойл», входящая в ТГ«Астрал», с 2006 года стабильно выигрывает тендеры на поставки машинных масел Suprema для нужд ГУП «Пассажиравтотранс» - крупнейшего пассажирского перевозчика Петербурга. Причем выигрывает «Астрал» у официальных дилеров известных производителей: Mobil, Shell и «ЛУКойл», о чем сам сообщает на собственном сайте.

Интересный факт. С лета 2010 года ГУП «Пассажиравтотранс» возглавляет бывший начальник Северо-Западной транспортной прокуратуры Александр Бебенин. А его заместитель Михаил Григорьев, работающий на этом посту с 2006 года, - бывший сотрудник СКРООТ УФСБ. Наконец, с сентября 2011 года начальником организационно-административного отдела ГУП (ответственным за борьбу с коррупцией) является  Иван Петренко – полный тезка уволенного в сентябре 2011 года начальника отдела дознания СЗТУ.

Получается, что  в ГУП «Пассажиравтотрансе», столь плодотворно сотрудничающем с «Астралом», по удивительному совпадению собрались бывшие представители всех госорганов, уже два года имеющих «претензии» к бизнесу импортера продукции HB BODY…
 
Хроника «наезда»

Осень 2009 года. Сотрудников фирмы «Парос» вызывают на допросы в Северо-Западное управление УВД на транспорте, вопросы задаются о легальности поставок и перевозок продукции HB-BODY. На склады ООО «Парос» приходят с проверкой сотрудники Красногвардейского ОБЭП и МЧС, ищут нарушения правил пожарной безопасности. Начинается масштабная камеральная налоговая проверка, она длится полгода. Налоговики Центрального района допросили всех без исключений контрагентов «Пароса».

Итог -  в июне 2010 года Арбитражный суд признал налоговую проверку незаконной и прекратил ее.

Лето 2010 года. Проверку деятельности «Пароса» начала Балтийская таможня, на допросы опять потащили сотрудников и контрагентов компании. Тогда же Северо-Западная оперативная таможня по указанию Северо-Западной транспортной прокуратуры остановила на границе 9 контейнеров «Пароса» с продукцией HB-BODY для проверки их на соответствие российским стандартам безопасности.

Итог – простояв два месяца на складах Балтийской таможни, грузы в конце сентября 2010 года въехали на российскую территорию. Петербургская транспортная прокуратура выписала таможенникам представление. Арбитражный суд признал действия таможенников незаконными.

Осень 2010 года. Северо-Западное таможенное управление снова задерживает партию контейнеров (на этот раз 5 машин) с грузом HB-BODY.

Итог – грузы простояли на складах таможни месяц, после чего въехали в Россию без всяких санкций.

Весна-лето 2011 года. Сотрудники Красногвардейского ОБЭП провели рейд по всему району, предостерегая владельцев автомагазинов от торговли продукцией HB-BODY. Оперативная таможня Северо-Западного таможенного управления возбудила уголовное дело по признакам контрабанды (ст. 188, ч. 1, УК РФ) в отношении импортера продукции HB-BODY. Подозреваемых и обвиняемых нет. Дело возбуждено по группе неустановленных лиц.

Сотрудники 3-го отдела СКРООТ УФСБ, оперативной таможни СЗТУ и полиции провели 20 обысков в офисе и квартирах сотрудников «Пароса», а также сторонних организаций, связанных с компанией только договорными отношениями: дистрибьютора, брокера, логистической и юридической компаний, торговых фирм. Были изъяты бухгалтерская документация, экспертные заключения и сертификаты на продукцию HB-BODY, компьютеры и мобильные телефоны. Опечатаны склады с продукцией на сумму свыше 100 миллионов рублей.

Светлана Ерофеева, "Фонтанка.ру"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...