В МДТ - Театре Европы завтра сыграют одну из визитных карточек театра - девятичасовой спектакль "Бесы" по роману Достоевского. Увидевший свет в 1872 году роман о социалистах, об их сокрушительных для человеческого сознания идеях и об их кровавой практике с каждым днем становится все актуальней и острей.
Между тем спектакль, выпущенный 20 лет назад, - не только об идеях и прежде всего не о них, а о людях, попавших в трагический круговорот истории, об их жизнях и судьбах, муках и страстях, и - несмотря ни на что - их простых человеческих радостях. Режиссер спектакля Лев Додин на открытии выставки "Бесы. 20 лет жизни и становления спектакля" сказал: "Существует практика ставить Достоевского громко, истерично, а на самом деле все скандалы внутри. Мне думается, что Достоевский - самый тихий из русских писателей". Очевидно, именно по причине пристального интереса к человеку, проявленного режиссером и актерами, сложнейщий спектакль любим и зрителями. Причем, зал наполняется прежде всего молодежью.
Артист Сергей Власов, 20 лет бессменно играющий роль славянофила Ивана Шатова (прототипом этого персонажа был студент Иван Иванов, убитый по решению общества "Народная расправа" под руководством Сергея Нечаева) о своей роли и о спектакле "Бесы" сказал "Фонтанке" следующее:
"Могу предположить, что герой Иван Шатов в тысячу крат интересней, глубже, искренней, современней тех сладенько-пошленьких героев, даже с фактурами "мачо", которыми пичкают в последние десятилетия с экранов и театральных площадок зрителей всех возрастов. Я сейчас говорю не про себя-Шатова, а про Шатова из романа Достоевского - о характере мучающегося, думающего, страстно любящего, умеющего и могущего жертвовать собой героя. Человека мыслящего, заблуждающегося в своих духовно-философских поисках смысла жизни, ее сути: зачем человек есть на земле и куда он идет? Шатов, если уж уверовал в ставрогинскую идею, то трагический путь в этой Вере проходит истово, борясь за отступника Ставрогина, за себя, которого сравнивает с какой-нибудь мошкой-букашкой, тварью Божией... Шатов - человек, страстно желающий возлюбить и обожествить русский народ, но при этом понимающий, что ведь "сука - народ", как в другом произведении говорит один очень не плохой персонаж.
И вдруг все его философствования, все "борьбы", все устои может быть ложной веры, - то есть, все его бесы - летят к чертовой матери. И причина этому одна... Нет, здесь я сейчас ошибаюсь, причины две: к нему вернулась его любимая когда-то жена ("когда- то" относится к слову "жена"), которая бросила его три года назад, и вторая причина - в эту же ночь она родила ему сына. Смешно, да? Вот так и в жизни - как у Достоевского. И играть это, проживать это весь день бывает очень упоительно. Но БЕСумно мучительно.
Наверное, это какой-то садомазохизм, в котором принимают участие и зрители, и мы. За 20 лет жизни спектакля я еще ни разу не слышал, чтобы за время действия зрители не смеялись, не ухмылялись, чтобы в зале не проскакивала усмешка. А ведь наши обывательские представления о Достоевском (а это уже наши призраки, ведьмы, наши бесы в какой-то степени) остаются на уровне знания-понимания, что Достоевский мрачный, тяжелый, сложный писатель. Да еще занудный.
А в Достоевском есть все. И, как в жизни живой-человеческой, в его романе так туго переплетаются человеческие живые страсти, что нужен незамыленный, незаклишеванный взгляд, ясный ум - ну и все иные удивительные качества Режиссера, чтобы с компанией не самых плохих Артистов сделать нескучный, осмысленный, затягивающий в свое движение и развитие спектакль, в котором и чувства, и страсти, и мысли клокочут, ведут зрителя через девять часов действия к неожиданным финалам. И все это 20 лет назад Лев Абрамович Додин с этой компанией не самых плохих Артистов и сделал".
Фото: МДТ-Театр Европы/Виктор Васильев