Вступившие в силу 3 апреля 2011 года изменения в приказе МВД № 282, касающемся правил перерегистрации автомобилей, принесли владельцам возможность продать машину по рукописному договору купли-продажи. Прошло больше полугода – и можно констатировать, что вместе с удобством появились и нерешаемые проблемы.
«Водитель Петербурга» уже писал о принятом документе. Тогда среди явных минусов числилось отсутствие различных проверок автомобиля, который покупатель приобретает по рукописному договору. Однако риск есть и для второй стороны.
Продажа недорогих автомобилей, часто российского производства, приносит не слишком много денег, поэтому не все хотят тратиться на оформление сделки с покупателем. Выбор упрощенной схемы – когда люди могут написать договор купли-продажи "на коленке" – кажется вполне уместным, однако продавец в этом случае может оказаться в неприятной ситуации.
Рассмотрим ситуацию: автомобиль продан, у бывшего владельца есть договор с подписью покупателя и, может быть, копия ПТС без внесенных изменений. По закону совершить регистрационные действия новоиспеченный автомобилист должен в течение 5 дней. Однако бывают и исключения.
Как уточнили в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, продажа автомобилей по вышеназванному сценарию таит за собой немало неприятных моментов. Так, например, нарушение ПДД, зафиксированные автоматическими средствами фото- и видеофиксации, будет оплачивать предыдущий собственник.
Причина в том, что для нарушений, зафиксированных специальными техническими средствами, отменена презумпция невиновности. Иными словами, старый владелец будет обязан оплачивать штрафы до тех пор, пока не возьмет за руку лихача-покупателя и вместе с ним не придет в ГИБДД. При этом обжаловать постановление можно, но для удачного исхода дела все равно попросят предъявить нарушителя. Причем просто сказать, что за рулем был один из трех-четырех водителей, вписанных в полис ОСАГО, недостаточно, нужно физическое присутствие виновного.
Избежать неожиданных штрафов можно двумя способами: либо оформлять снятие и постановку на учет по старинке, либо выбирать честных покупателей. Во втором случае имеет смысл не только верить глазам, но и отслеживать ситуацию в ГИБДД. Не раньше чем через месяц после продажи автомобиля предыдущий собственник может написать заявление с требованием приостановить регистрацию транспортного средства. Если это произойдет, то свидетельство о регистрации и номерные знаки будут поданы в розыск со всеми вытекающими последствиями.
Поступать таким образом стоит, если человек продолжает ездить на автомобиле без визита в МРЭО. Проверить, вносились ли изменения в ПТС, как оказалось, довольно просто: в здании УГИБДД на улице Профессора Попова, 42, корпус 2, расположен региональный отдел информационного обеспечения. Там любому автомобилисту могут рассказать о судьбе проданной машины. Правда информация оперативно поступает лишь из МРЭО Петербурга и Ленинградской области. При себе нужно иметь паспорт и рукописный договор купли-продажи.
Помимо проблем с нарушениями скорости предыдущего собственника могут потревожить и по другому поводу. Так, например, при серьезном ДТП с пострадавшими сотрудники полиции в первую очередь обратятся к тому, чье имя найдут в базе данных. Возможно, придется поспорить и с налоговой – без внесения изменений в ПТС информация из ГИБДД не поступит в ФНС.
С учетом менталитета жителей нашей страны, а также любви к быстрой езде и халяве можно сделать простой вывод: продавать машины по договору, составленному "на коленке", не стоит. Во всяком случае, до тех пор, пока права и спокойствие продавцов не будут гарантированы.