Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает отменить запрет на гарантийное обслуживание автомобилей у неофициальных дилеров и на поставки оригинальных запчастей независимым автосервисам, а также расширить круг предприятий, занимающихся гарантийным обслуживанием автомобилей.
Эта инициатива вызвана ростом количества жалоб на участников автомобильного рынка. Как заявил на Форуме Адама Смита заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаил Федоренко, граждане жалуются на завышенную стоимость гарантийного техобслуживания и оригинальных запчастей, на отсутствие возможности пройти техобслуживание во время гарантийного срока у неофициальных дилеров, а неофициальные дилеры – на отказ дистрибьюторов поставлять им оригинальные запчасти, передает газета «Ведомости».
Также чиновник отметил, что дилеры недовольны отсутствием четких критериев работы с дистрибьютором, в службу поступали жалобы, например, на необоснованное лишение дилерства или на краткосрочность дилерских договоров. Кроме того, многие официальные дилеры занимают на рынке гарантийного обслуживания автомобилей доминирующее положение: в некоторых регионах России их доля близка к 100%.
В связи с этим ФАС предлагает разделить рынок продажи машин и рынок услуг, позволив компаниям отделить дилерство и автосервис, а также ввести процедуру аккредитации сервисных центров и техрегламенты на обслуживание автомобилей для контроля качества обслуживания. Кроме того, служба предлагает запретить ограничение продаж оригинальных запчастей неофициальным сервисам.
Представители автомобильных марок инициативу не поддерживают. Они утверждают, что дистрибьюторы большое внимание уделяют контролю качества работы официальных сервисов, чего не могут сказать о неофициальных. «А кто будет контролировать качество работы независимых сервисов, если идеи ФАС будут реализованы?» — спрашивает представитель «Тойота мотор» Татьяна Русакова.
Не заинтересованы в потере гарантийных автомобилей и официальные дилеры. Как сообщает руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив, гарантийное обслуживание сейчас приносит более 50% дохода.
Зато инициативой заинтересовались страховщики. По их мнению, это могло бы сделать полисы дешевле при условии ремонта автомобиля в сервисах с более низкими тарифами. Как объяснил заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов, сейчас клиенты заключают договоры с условием восстановления автомобиля в официальных сервисах именно из-за опасения потерять гарантию на автомобиль. А руководитель проекта независимых техцентров «Белый сервис» Дмитрий Роткин считает, что многие автовладельцы для проведения несерьезных работ перешли бы к неофициальным сервисам, если бы не боязнь потерять гарантию, поскольку там эти услуги значительно дешевле.
ФАС заинтересована в сбалансированном решении, поэтому намерена в течение месяца создать экспертный совет, который обсудит, что и как можно сделать для решения проблем отрасли, подчеркнул Федоренко, к участию в совете приглашаются все заинтересованные участники рынка.
ФАС предлагает разрешить гарантийное обслуживание автомобилей у неофициальных дилеров
ПО ТЕМЕ