Верховный суд России не усмотрел нарушений прав пассажиров, вынужденных оплачивать сервисное обслуживание в купейных и спальных вагонах. Такое решение было принято 26 сентября.
Действующие Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте предусматривают, что в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. Отказаться от таких дополнительных услуг (питание, напитки, газету и журналы и т.д.) и купить билет по базовой цене пассажир не может. За свой счет вынуждены оплачивать сервис и льготники–россияне, имеющие право бесплатного проезда в вагонах соответствующей категории.
Против навязывания дополнительных услуг выступил гражданин Александр Лусинин. В поданном в Верховный суд России заявлении он ссылался на Закон РФ «О защите прав потребителей», который прямо запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных.
Однако судья Николай Романенков не усмотрел противоречий. По его мнению, спорная норма ничего не навязывает, а лишь определяет право перевозчика предоставить платное сервисное обслуживание, которое включается в стоимость проезда.
Также суд отверг доводы заявителя о том, что билеты без питания в поезде заканчиваются первыми, а уже за несколько дней до отправления поезда в кассах предлагают только дорогие билеты с сервисным обслуживанием: «Пассажир не лишен возможности приобретения билета на поезд в вагоне «эконом-класса» или на проезд в плацкартном и общем вагоне», – заключил Николай Романенков, отказывая в удовлетворении заявленных Александром Лусининым требований.
Напомним, что ранее Высший арбитражный суд России защитил ОАО «Российские железные дороги» от аналогичных претензий со стороны антимонопольного органа, который признал нарушением включение навязывание пассажирам купейных вагонов стоимости постельного белья.