Один из самых амбициозных проектов в истории постсоветского бизнеса, латвийскую национальную авиакомпанию АirBaltic, спасли от краха российские бизнесмены. Перевозчик оказался на четверть русским. На внеочередном заседании правительства Латвии 3 октября было утверждено соглашение о дальнейшем финансировании и управлении компанией между государством, акционерами и кредиторами. Спасение компании стало возможным благодаря действиям двух россиян - Владимира Антонова и Андрея Рудешко.
Владимир Антонов, совладелец латвийского банка Latvijas Krājbanka (который является главным кредитором АirBaltic), и Андрей Рудешко, бенефициар АirBaltic, сделали все от них зависящее, чтобы национальная авиакомпания смогла взять новый старт. Правительство убедилось в том, что и кредиторы, и акционеры готовы финансово поддержать компанию в трудные времена, и со своей стороны тоже согласилось выделить соответствующие средства. Но путь к этому решению был исключительно долгим.
Многие россияне, и петербуржцы в частности, уже давно пользуются услугами авиакомпании Air Baltic, совершающей рейсы из Санкт-Петербурга и финской Лаппеенранты в Ригу, которая является пересадочным узлом для дальнейших полетов в Европу. Собственно говоря, это как раз и есть бизнес-модель АirBaltic, разработанная в начале 2000-х годов ее руководителем Бертольдом Фликом: региональная авиакомпания, которая собирает пассажиров в своем регионе и передает их дальше.
Пиком ее успеха можно считать 2009 год, когда правительства Дании, Финляндии, Германии, Австрии и Швейцарии выбрали в результате независимых тендеров именно AirBaltic своим официальным авиаперевозчиком. Венцом признания стала «Золотая награда авиакомпании года» от Ассоциации европейских региональных авиакомпаний (ЕRА).
Контрольный пакет акций компании принадлежал государству. Остальное у скандинавской авиакомпании SAS выкупила фирма, принадлежащая Бертольду Флику, - Baltijas aviacijas sistemas (BAS) (второй пакет он приобрел за 30 млн долларов, взятых в кредит). В тот период авиакомпания встречала взаимопонимание и поддержку у многолетнего министра сообщений Латвии Айнарса Шлесерса. Но не только у него.
Как Рига стала салатовой
Весной 2009 года в Риге на муниципальных выборах победило политическое объединение "Центр согласия", которое сформировало коалицию с Первой партией, возглавляемой Шлесерсом. Лидер Центра согласия Нил Ушаков стал первым русским мэром латвийской столицы. В числе приоритетных задач было выдвинуто развитие транспортной инфраструктуры и туризма. Все это давало основание надеяться на поступательное развитие национальной авиакомпании, которую стали называть «"Нокия" для Латвии», имея в виду ее исключительно большое значение для экономики и имиджа страны.
Чтобы сделать Ригу наиболее привлекательным городом для транзитных пассажиров и краткосрочных туристов, была создана настоящая «салатовая» (по фирменному цвету авиакомпании) индустрия. Сначала появились веселенькие машинки BalticTaxi, затем программа лояльности BalticMiles, турагенство airBalticTravel и даже прокат велосипедов - BalticBikes. Но главное, что было сделано на ниве туризма и привлечении пассажиров в Ригу, — это участие в создании концепт-предприятия Live Riga, которое раскрасило всю латвийскую столицу в фирменные цвета национального авиаперевозчика. Но радужным надеждам не суждено было сбыться.
Проблемы начинаются
После того как пост министра сообщений возглавил представитель других политических сил — Каспарс Герхардс, нужды авиакомпании сразу выпали из списка приоритетов: политический бэграунд в Латвии здорово изменился. Герхардс, как представитель крайнего национального фланга, не собирался поддерживать программы развития рижского аэропорта, в котором крайне нуждалась авиакомпания, что вызвало конфликт с Бертольдом Фликом. Последний пошел ва-банк, объявив, что его личная компания (BAS) начнет работу независимо, в аэропорту Вильнюса, который готов расширяться. Это заявление вызвало шок. «Как глава национальной компании может от лица его личной компании действовать против компании, которой он управляет»? — вопрошали латвийские официальные лица.
К тому времени стали появляться и недовольные голоса — АirBaltic позиционировала себя как компанию смешанного типа, в чем-то как бюджетную, в чем-то — как обычную. Но постепенно именно сервис стал как у бюджетников, зато цены — как у «больших» компаний, и эта тенденция постоянно усиливалась до настоящего времени. Например, если 30 сентября бронировать билеты на 16 октября из Лаппеенранты в Дюссельдорф у АirBaltic, то самый дешевый в одну сторону обойдется в 107 евро, в у Ryanair — всего 20. Правда, 30 октября эта разница сходит на нет: 91 евро - у АirBaltic и у Ryanair — 80. Но запоминаются именно негативные моменты, ведь правда?
Навстречу выборам
28 июня 2011 года президент Латвии Валдис Затлерс распустил парламент, объяснив свой поступок тем, что сейм фактически обслуживает интересы олигархов, в том числе бывшего министра Шлесерса. А уже 3 июня министр экономики заявил, что, по его данным, АirBaltic близка к неплатежеспособности. И подчеркнул: если подтвердится, что авиакомпания близка к неплатежеспособности, то можно будет говорить и о сознательном доведении ее до банкротства, за что предусмотрена уголовная ответственность. Было решено провести в компании аудит.
По результатам аудита компании Prudentia, за период с 1 января 2008 года по 30 июня 2011 года убытки компании составили 190 млн долларов. По мнению консультантов правительства, такие показатели ненормальны, и «убытки растут в геометрической прогрессии как раз с тех пор, как акционером авиакомпании стал Бертольд Флик». Флик пообещал обратиться в генпрокуратуру с просьбой о проверке возможных преступных действий компании Prudentia, а заодно и изыскать средства, чтобы погасить убытки компании.
Финский след
Слова Флика о преступных действиях компании Prudentia прояснились позже, когда Инга Питерниеце, член правления BAS, заявила, что латвийское правительство планирует создать вместо АirBaltic новую авиакомпанию - с участием государства и финской Finnair, уже давно пытающейся наладить региональные авиарейсы, но без особого успеха. Таким образом, с помощью латвийского правительства Finnair сможет избавиться от своего крупнейшего регионального конкурента - АirBaltic, заявила Питерниеце. Представители компании Prudentia бросились защищать своего клиента, сиречь правительство, заявляя, что сейчас делать какие-либо заявления не в интересах государства.
Давайте посмотрим, за сколько можно улететь в Дюссельдорф из Хельсинки в те же дни — 16 и 30 октября, если заказывать билет 30 сентября. К сожалению, Finnair не летает из Лаппеенранты. Так вот, 16 октября эконом-класс будет стоить 876 евро, равно как и 30-го. Если взять билет туда-обратно, может обойтись в 475 евро, а 30 октября и вообще в 430.
Как известно, в 2000 году Finnair открыл свою «подвозящую» компанию с базой в Таллине, которая называлась Aero Airlines. Но в 2008 году ее пришлось закрыть — она безбожно проиграла АirBaltic. Теперь, как говорят сторонники конспирологических теорий, у финнов был шанс отыграться и получить на обломках АirBaltic свою карманную компанию, которая будет обходиться гораздо дешевле, чем у себя на родине или даже у эстонцев. Но на этом чудеса не закончились.
В офисах и кассах АirBaltic начались обыски. Агентство по борьбе с коррупцией и не скрывало, что обыски могут быть связаны с уголовным делом против Бертольда Флика, возбужденным по заявлению министерства сообщения. Сам Флик уехал на родину, в Германию, опасаясь ареста.
Те же и Антонов
Как гром среди ясного неба на фоне склочных переговоров прозвучало сообщение, что финансовая компания Trasatlantic Holdings (зарегистрированная в Люксембурге) за 9,63 млн евро купила 59 110 акций латвийской авиакомпании. Оказалось, что у АirBaltic исторически сложилась разница между зарегистрированным и оплаченным основным капиталом, как раз составляющая 59 тысяч акций.
Латвийские журналисты из Delfi.lv «обнаружили», что люксембургская компания связана опосредованно со своим крупнейшим кредитором — Latvijas Krajbanka, членом правления которого является российский миллиардер Владимир Антонов. Так в деле впервые появился «русский след». Но главное не случилось - если бы эти акции раньше смог выкупить Бертольд Флик, он бы стал главным акционером. Рижский суд 28 сентября в связи с запутанностью дела принял решение о приостановке регистрации сделки.
Немного ранее обнаружилось, что 47,2 процента акций АirBaltic, принадлежащих BAS, делятся на две половины: 50 % акций - президенту и исполнительному директору Бертольду Флику и 50 % - зарегистрированной на Багамских островах компании Taurus Asset Managament Fund Limited. И как принц на белом коне 22 сентября в Ригу прибыл, как его назвала латвийская пресса, «подлинный бенефициар» АirBaltic - представитель Taurus Asset Андрей Рудешко. Национальный перевозчик Латвии оказался более чем на четверть русским.
Марш Рудешко
В течение нескольких дней Рудешко был главным положительным ньюсмейкером. Он начал вести переговоры с представителями финансовой компании Prudentia, которая действует от лица правительства, и сообщил, что, по его данным, в основной капитал АirBaltic надо вложить около 200 млн долларов и он готов выделить половину этой суммы, если вторую согласится вложить государство.
Изрядная часть латвийских комментаторов просто опешила. Особенно удивило их заявление Рудешко, что «спасение АirBaltic – это не только вопрос бизнеса, но и престижа страны». Получалось, что россиянин более заботится престижем Латвии, чем собственное правительство. Рудешко, кроме того, заявил, что верит в будущее Риги, которая является шикарным местом для авиационного бизнеса, если здесь сделать хороший узел и покупать новые самолеты. По его прогнозам, уже в 2013 году АirBaltic может выйти в ноль, а затем начнет приносить прибыль.
Отступать правительству было некуда. 27 сентября оно утвердило соглашение, предусматривающее государственные вложения в основной капитал компании в размере 110 млн долларов. Эти деньги должны пойти на погашение долгов, будет оптимизирована сеть маршрутов, поскольку вполне возможно, что именно неправильная маршрутная политика стала одной из причин убытков авиакомпании. Именно это решение и было утверждено 3 октября. Компанию теперь ждут перемены, и не только в руководстве.
Константин Ранкст, специально для «Фонтанки.ру»