18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
01:24 13.12.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Дом музыки в Хельсинки: Курс на общедоступность

В последний день лета в столице Финляндии открылся Дом музыки. Он строился 12 лет в самом центре Хельсинки, и в нем оказались реализованы все принципы новой культурной политики страны Суоми, ориентированной, прежде всего, на общедоступность и глобализацию. Впрочем, результаты превзошли самые смелые ожидания, так что и противники умолкли.

Дом музыки в Хельсинки: Курс на общедоступность

В последний день лета в столице Финляндии открылся Дом музыки. Он строился 12 лет в самом центре Хельсинки, и в нем оказались реализованы все принципы новой культурной политики страны Суоми, ориентированной, прежде всего, на общедоступность и глобализацию. Впрочем, результаты превзошли самые смелые ожидания, так что и противники умолкли.

Дом музыки, Хельсинки
Дом музыки, Хельсинки


Музыка против конюшен

Аргументы противников грандиозного проекта общей стоимостью около 200 миллионов евро, сводились к трем проблемам. Одним не нравилось, что на государственные деньги, то есть, в частности, и на отчисления граждан в городской бюджет (например, за пользование телевидением – финны за это платят нечто вроде налога) возводится сооружение для исполнения классической музыки, то есть, довольно элитарного вида искусства. Другим – что прямо напротив помпезного здания парламента строится не слишком выделяющаяся на фоне городского пейзажа стеклянная коробка. Третьим – что сносятся исторические конюшни, которые городская молодежь облюбовала для игр, вроде петанка. Среди защитников конюшен был даже нынешний министр культуры и спорта Финляндии, господин Пааво Архинмяки (Paavo Arhinmäki): он ходил с транспарантами наряду с другими возмущенными гражданами – разумеется, до того, как занял пост министра.

То, что осталось от исторических конюшен после постройки Дома музыки: очевидно, что и этим руинам не устоять
То, что осталось от исторических конюшен после постройки Дома музыки: очевидно, что и этим руинам не устоять


Но по мере того, как Дом музыки строился – да еще при участии профессионалов мирового класса, таких как специалист по акустике господин Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), проектировавший акустические системы Сантори-холла в Токио, Датского Концертного зала в Копенгагене, Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Концертного зала Мариинского театра (Мариинки-3) в Санкт-Петербурге, - и превращался в проект мирового масштаба и уровня, сторонников у него становилось все больше. За два дня до открытия в Дом музыки по личному почину приехал маэстро Гергиев и, по словам г-на Тойоты, остался абсолютно счастлив. И его можно понять: это самая близкая к Петербургу концертная площадка высочайшего класса, и она на 600 мест вместительнее, чем Мариинка-3 - большой зал Дома музыки рассчитан на 1700 мест.

Большой зал Дома музыки вмещает 1700 зрителей
Большой зал Дома музыки вмещает 1700 зрителей

Мистер Тойота, в свою очередь, выразил восторги по поводу глобального подхода к созданию пространства для музыки. «Восточная музыка очень локальна, поэтому она меня меньше привлекает, а западная не имеет границ, и это отразилось при создании Дома музыки в Хельсинки», - сказал Ясухиса Тойота российским журналистам: из уст японца это прозвучало впечатляюще. Но понять, что конкретно он имел ввиду, стало возможно лишь при знакомстве с организацией Дома музыки и с его хозяевами.

Главный специалист по акустике Ясухиса Тойота
Главный специалист по акустике Ясухиса Тойота


Кто в Доме живет и как он устроен

Дом музыки – проект национального масштаба: около 50 процентов средств на его строительство поступило из бюджета государства, 28 процентов вложил город, остальное – нынешние хозяева: Государственный филармонический оркестр, Симфонический оркестр финского радио и Академия Сибелиуса (крупнейшее музыкальное высшее учебное заведение страны (1500 студентов, 400 сотрудников). То, что студенты и профессионалы сосуществуют под одной крышей – причем не на уровне небольшого юниорского коллектива под крылом мастеров, а равноправно, независимо, но планируя самое тесное взаимодействие, - само по себе уникально. Ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюпшобака (Gustav Djupsöbacka) с восторгом, как об осуществившейся заветной мечте, рассказывал журналистской делегации и о том, как молодые дирижеры смогут стажироваться, работая с крупнейшими  профессиональными оркестрами страны, и о других исключительных возможностях для студентов.

Ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюпшобака
Ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюпшобака


В здании Дома музыки, кроме большого, существует еще четыре малых зала, каждый на 50 мест: зал для камерного музицирования, для современной оперы, зал, называемый «black box» для самых различных экспериментов, включая джаз и фолк, а также зал для органной музыки с двумя большими и двумя малыми органами.

Органный зал Дома музыки за сутки до открытия
Органный зал Дома музыки за сутки до открытия

Кроме того, для концертной работы будет использован и «закуток» нижнего фойе, где легко устанавливаются 90 стульев. Также оборудованы удобные конференц-залы и аудитория для публичных лекций, оснащенная по последнему слову техники.

Значительная часть помещений Дома музыки находится под землей: по плану архитекторов здание не должно было возвышаться над Парламентом (серое здание слева)
Значительная часть помещений Дома музыки находится под землей: по плану архитекторов здание не должно было возвышаться над Парламентом (серое здание слева)

«И обратите внимание, как здесь тихо, а ведь буквально за окном идут поезда», - заключил господин Дьюпшобака. Действительно: составы пролетали за огромным окном бесшумно, как в немом кино, что создавало ощущение некоторой ирреальности происходящего. Понятно, что стеклопакеты нынче установлены даже в сельских школах, но все же столь полная звукоизоляция потрясает, как тишина в движущемся «Мерседесе» (образ придуман кинообозревателем «Фонтанки» Алексеем Гусевым). «Колоссальные улучшения», «новейшие технологии», - господин ректор словно бы не мог оправиться от позитивной психотравмы, связанной с осознанием всех возможностей, которые открылись перед педагогами и студентами. И журналисты из Германии, Британии, Австрии, Скандинавии, не говоря уже о российских, полностью разделяли чувства лектора. «Мы сами удивляемся, но к нам едет учиться все больше и больше зарубежных студентов – не только из Скандинавии, но и из Испании, Японии, Китая, Эстонии, России». На следующий день вице-мэр Хельсинки по культуре г-жа Туула Хаатайнен объяснила журналистам, что образование в Финляндии практически бесплатно и предполагает максимальную свободу для студентов: индивидуальные программы сдачи экзаменов и содействие любым творческим инициативам – ключевые принципы здешнего высшего образования.

Прозрачные стены репетиционных комнат подогревают интерес к классической музыке
Прозрачные стены репетиционных комнат подогревают интерес к классической музыке


То, что молодые люди смогут музицировать и экспериментировать в условиях приближенных к идеальным, в которых обыкновенно работают только профессионалы высочайшего класса – это одна позитивная сторона проекта, вторая – именитым оркестрам будет обеспечен постоянный приток новой крови, естественным, гармоничным путем.

Алгебра и геометрия на службе гармонии

Принцип гармонии и абсолютной открытости заложен и в архитектуре, и в социальной программе Дома музыки, о чем журналисты узнали на пресс-конференции уже непосредственно перед открытием и во время экскурсии по Дому музыки, которую проводили лично главный архитектор проекта Марко Кивисто (Marko Kivistö) и упоминавшийся уже главный специалист по акустике Ясухиса Тойота. Фамилию Кивисто, который победил, участвуя в конкурсе вместе с еще 242-мя претендентами, определенно, стоит запомнить, ибо этот молодой человек проявил уникальную способность сделать привлекательным, комфортным и функциональным каждый уголок пространства.

Главный архитектор Дома музыки Марко Кивисто
Главный архитектор Дома музыки Марко Кивисто

 

Парадная лестница, приводящая гостей от двери в самый центр огромного фойе, зависший над нею гигантский серебристый артобъект, словно приглашающий в Музей современного искусства Kiasma, который виден из окна верхнего фойе и гармонирует с Домом музыки в архитектурном решении, стеклянные стены репетиционных залов, провоцирующие здоровое любопытство к творческому процессу, ярко зеленые сидения-пуфики различных геометрических форм, дразнящие любителей поиграть в тетрис.

Нижнее фойе Дома музыки
Нижнее фойе Дома музыки

Лестница, ведущая в нижнее фойе
Лестница, ведущая в нижнее фойе

Та же геометрия – в дизайне стен залов: деревянные квадраты с причудливым орнаментом – вариант современной обшивки из дерева, необходимой для акустики.

Фрагмент дизайнерской деревянной стены в одном из камерных залов Дома музыки
Фрагмент дизайнерской деревянной стены в одном из камерных залов Дома музыки

Еще Марко Кивисто объяснил, отчего внешняя архитектура не отличается изысками: содержание, по идее дизайнера, должно быть привлекательнее формы. И в самом деле, прозрачные стены Дома музыки – этот тот случай, когда подглядывать не стыдно, а предписано, запрограммировано. Заглянуть, потом зайти – и уж точно найти что-то подходящее для настроения и личного вкуса в одном из многочисленных пространств.

Светящие в ночи окна Дома музыки словно зазывают на праздник всех желающих
Светящие в ночи окна Дома музыки словно зазывают на праздник всех желающих


Добравшись до сцены большого зала, Марко Кивисто и Ясухиса Тойота уточнили, что впервые встретились еще до начала строительства, 12 лет назад, чтобы дизайнерские идеи не пошли в разрез с требованием строгих акустических расчетов. «Этот проект, безусловно, главный и самый масштабный в моей карьере, для г-на Тойоты это, разумеется, не так», - сказал Марко Кивисто. «Так, именно так», - тут впервые японский гуру акустики весело рассмеялся: видимо, и его потрясла финская обстоятельность и дотошность. Для сравнения: над акустикой «Мариинки-3» г-н Тойота работал всего два года. Впрочем, мастер явно не считал последние 12 лет жизни напрасно прожитыми, столько доволен он оказался результатом. Чтобы продемонстрировать различия акустики в органном и, скажем, в камерном зале он пружинисто подпрыгивал и громко приземлялся. В органном зале звук словно взлетал вверх – там полностью воссоздана акустика католического храма, в камерном – обрывался резко и сухо. И везде пахло не химией, как частенько в новострое, а деревом, и это тоже проделки г-на Тойоты: в оформлении пространства по его требования использованы исключительно естественные материалы, и прежде всего - сосна, береза (для оформления сцены) и орех (для пола зрительного зала).

Главный специалист по акустике и главный архитектор проводят экскурсию по Дому музыки для журналистов
Главный специалист по акустике и главный архитектор проводят экскурсию по Дому музыки для журналистов


Что до социальной стороны проекта, то тут особенно впечатлили три пункта. Наличие концертов для возрастной категории от 0 до 3 лет (хотя, если вдуматься, что ж тут странного – еще в школе на уроках биологии все смотрели фильм о том, как хорошо растут растения под звуки Моцарта, а тут - дети) и отдельная программа для тинэджеров, в рамках которой запланирован, в частности, визит в Россию молодых американских композиторов. Наличие помещения для собак-поводырей, которые приведут на концерт невидящих людей. И, наконец, цены на билеты: от 5 до 15 евро.

Директор Дома музыки Хелена Хииливирта (Helena Hiilivirta)
Директор Дома музыки Хелена Хииливирта (Helena Hiilivirta)


При таком обилии впечатлений концерт-открытие стал лишь одним из эстетических потрясений. В крайних отделениях Оркестр финского радио сыграл Сибелиуса, а Филармонический оркестр – «Весну священную» Стравинского. Во время средней части вечера залом завладели студенты Академии Сибелиуса, продемонстрировав широченный спектр своих талантов – от игры на доисторический пастушьей дудочке до джазовых квадратов – а также акустических возможностей зала. Тут нужно сказать, что билет за 5 евро можно покупать смело: в самых верхних рядах слышно ничуть не хуже, чем в первом – проверено на опыте автором текста, да и господин Тойота лично поручился.

Кристина Ильмонен, сотрудник Академии Сибелиуса, специалист по фольклорным духовым инструментам
Кристина Ильмонен, сотрудник Академии Сибелиуса, специалист по фольклорным духовым инструментам


Так или иначе, можно с уверенностью констатировать, что в Финляндии появилась еще одна безусловная и универсальная точка притяжения – наряду с музеем Heureka, рядом крупнейших фестивалей, крепостью Савонлина. Эта точка - Дом музыки. И, кстати, теперь уже ряд центральных газет высказался резко негативно по поводу того, что упомянутый министр культуры и спорта не явился на церемонию открытия, которую почтил своим присутствием премьер-министр страны (президент Финляндии в момент открытия находилась в Монголии). Министр культуры, отправившийся на открытие чемпионата Европы по баскетболу в Литве, вынужден был давать комментарии – он утверждал, что предпочитает посещать концерты, а не церемонии. Журналисты, в свою очередь, выразили серьезные сомнения, что должность г-на Пааво Архинмяки позволяет ему быть столь избирательным.

Приветствие премьер-министра Финляндии Юрки Катайнена (Jyrki Katainen)
Приветствие премьер-министра Финляндии Юрки Катайнена (Jyrki Katainen)


Новая культурная политика, как и было сказано

В последний день пребывания в Хельсинки иностранные журналисты встретились с вице-мэром по культуре и средствам массовой информации г-жой Туула Хаатайнен. Она подтвердила, что приоритетом нынешней культурной политики страны станет общедоступность культуры. «Культура – это тот базовый сервис, который необходим людям для нормальной жизни», - сказала г-жа Хаатайнен. И перечислила основные направления развития культуры в Финляндии:
- привлечение молодых людей и людей пенсионного возраста;
- доступность культуры всем слоям населения вне зависимости от их достатка и места проживания;
- внедрение новейших технологий – прежде всего, в области информации, которая должна доходить до потребителей максимально быстро и качественно;
- создание целой «культурной инфраструктуры», базирующейся на взаимосвязи разрозненных проектов и учреждений;
- развитие визуальных искусств как наиболее демократичных форм культуры.

Вид из окна Дома музыки на музей современного искусства "Киасма"
Вид из окна Дома музыки на музей современного искусства "Киасма"


Тут же вице-мэр назвала два следующих проекта национального значения в сфере культуры: строительство современной национальной библиотеки недалеко от Дома музыки, рядом с редакцией главной национальной газеты «Helsinki Sanomat» («Хельсинкские вести») и строительство Музея Гуггенхайма: место уточняется, но вполне возможно, что он как раз и займет место останков конюшен у Дома музыки, которые теперь не называются иначе, как руины.

Выйдя в антракте в верхнее фойе, гости церемонии открытия Дома музыки обнаружили на одном из банкетных столов ледяную скрипку
Выйдя в антракте в верхнее фойе, гости церемонии открытия Дома музыки обнаружили на одном из банкетных столов ледяную скрипку


На руку демократизации культуры работает эффектная дата – в 2012 году исполняется 200 лет столичному статусу Хельсинки. Как рассказала журналистам Хилкка Хютонен (Hilkka Hytönen) – продюсер проекта – отмечать национальный праздник решено в течение целого года. Основные торжества пройдут на Союзной улице (Unioninkatu) – название которой предложил сам Александр I (чьим указом новый статус Хельсинки был закреплен), отклонив идею назвать улицу его именем. Над улицей от одного ее конца к другому протянется лазерный луч, а собственно праздник коснется всех отраслей жизни: от гастрономической – поедание традиционной еды, до общедоступных лекций по истории города, а также выставок, спектаклей, концертов. Подробный список мероприятий можно найти на сайте www.hel.fi/events, где с середины сентября появится и русская версия.

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото: Хельсинки-центр в Санкт-Петербурге/Ирина Васильева, Pertti Nisonen, Ольга Погодина

P.S. Автор текста благодарит Паулу Катаямяки, специалиста Департамента по связям с общественностью и СМИ г.Хельсинки, Марью-Леену Пенгерма, переводчика, и Ирину Васильеву, сотрудника Хельсинки-центра в Петербурге за безукоризненную организацию поездки и исключительное человеколюбие.



          



 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор