В распоряжении нашей редакции оказались три навигатора с системой «ГЛОНАСС». Корреспондент «Водителя Петербурга» отправился в путь, чтобы испытать гаджеты, однако за несколько дней теста работа российской навигационной системы яснее не стала. Ведь устройств без модуля GPS пока нет, а значит, нет и уверенности в чистоте эксперимента.
«Только не потеряй!» – напутствует редактор. Я иду к машине с тремя коробками. Главные герои экспресс-обзора – два автомобильных навигатора Explay GN-510 и Lexand SG-555, а еще смартфон MTS Glonass 945. Эта тройка работает сразу в двух системах: привычном нам GPS и набирающем обороты не без господдержки отечественном ГЛОНАСС.
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система – именно так расшифровывается аббревиатура – была задумана больше 30 лет назад. Первый спутник вывели на орбиту в 1982 году. К 1995-му вокруг Земли уже летала вся группа из 24 спутников. Правда, из-за недостатка средств еще через 6 лет в рабочем состоянии осталось только 6. В том же году приняли госпрограмму, по которой система должна полностью заработать к 2008 году. Сегодня на орбите 26 спутников (два из них – резервные). Главное отличие системы от американского аналога – отечественные спутники не вращаются вокруг нашей планеты, а находятся над поверхностью в одной и той же точке. По идее, это должно увеличить точность навигации, но на практике все наоборот – корректность определения местоположения у американцев сейчас выше.
Сейчас ГЛОНАСС живет в основном благодаря активной поддержке со стороны государства. Российскую навигацию устанавливают, в частности, в новые модели «АвтоВАЗа» и даже в перспективе она будет в прохоровскиех ё-мобилях. В Петербурге ГЛОНАССом обзавелись общественный транспорт и часть снегоуборочной техники.
Но вернемся к нашим подопытным. Оба навигатора имеют схожие характеристики – 5-дюймовые дисплеи, мультиплееры, операционную систему Windows CE 5.0 и навигационное обеспечение от компании «Навител». В эмтээсовском смартфоне установлены фирменные карты оператора и стандартная для Android-устройств google-навигация.
Распаковываю коробки и леплю держатели на лобовое стекло - с учетом уже установленных двух своих обзор дороги заметно уменьшается. Пятидюймовые дисплеи впору устанавливать в автобусы и фуры, в легковых машинах это уже, кажется, перебор, тем более когда их два. То, что на них установлен ГЛОНАСС, можно понять не только по соответствующей надписи, но и по выступающему квадрату на задней панели – электронная плата заметно выпирает из корпуса. Все-таки наши делать компактные устройства пока еще не научились. Навигаторы в комплекте имеют автомобильные «зарядки», поэтому проблем с питанием нет, а вот у MTS – только USB-кабель.
Отдельного негативного отзыва заслуживает крепление у Lexand'а. Во-первых, оно огромное и даже при снятом устройстве закрывает пол-окна. К тому же пластмассовый рычаг к «липучке» прилегал неплотно, в итоге под тяжестью навигатора на одной из кочек он просто отломался.
У держателя Explay таких недостатков, к счастью, нет. Зато есть другие. Например, возможность отключения GPS. В теории эта функция нужна для теста российской системы позиционирования. На практике происходит одно из двух – либо кнопка отключает сразу все спутники (например, для экономии энергии), либо ГЛОНАСС на устройстве просто не работает. Но это еще полбеды, для обывателя главное, чтобы все работало. Но через пять минут после начала навигации Explay выдает ошибку, что, мол, недостаточно места на карте памяти. И полностью отказывается работать. Почему недостаточно памяти, если честно, понятно не до конца. Ни музыки, ни фотографий отдельно на гаджет не закачивали. Возникает вопрос: почему разработчики не предусмотрели дополнительного места?
У автора этих строк есть два предположения. Первое – навигатор предлагает выбрать одну из трех карт. Включается, впрочем, только одна. Возможно, остальные две (установленные стандартно, замечу) и занимают необходимое место. Второй вариант – не хватает места для записи GPS-трека. Но и тут опять надо бежать к производителю с гневными криками: почему функция есть, а возможности ее использования – нет?
Так что для навигации удобнее оказался Lexand. Правда, понять, когда в качестве путеводной звезды используются спутники GPS, а когда – ГЛОНАСС, так и не удалось. Например, в центре Петербурга российских спутников ловится больше, чем американских, но бывает и обратная ситуация.
Зато работоспособность российских спутников можно проверить с помощью смартфона от МТС. На первом этапе тестирования он вышел из игры – отказался заряжаться от USB-входа в магнитоле (при этом HTC через ту же «дырку» заряжается с удовольствием). Зато уже дома, подпитавшись от розетки 220V, он заработал. На телефоне установлена программа GNSS Test. По ней можно сравнить количество спутников у двух систем. На балконе 11-го этажа телефон ловит около 10 спутников стандарта GPS, тогда как у ГЛОНАССА – всего лишь 4. Но и это уже по-своему неплохой показатель – по крайней мере, видно, что они существуют.
Обсуждать навигационные программы в рамках этого обзора смысла нет. Понять, сможет ли реально работать только ГЛОНАСС без поддержки американского собрата, удастся позже. Для этого надо ждать появления на рынке отдельных устройств, работающих только в этом сегменте. Например, топовых моделей «АвтоВАЗа», которые обещали оснастить отечественной навигацией. А пока же лучше пользоваться проверенными устройствами.
ГЛОНАСС под прикрытием GPS (фото)
ПО ТЕМЕ