12 августа премьер-министр Владимир Путин и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко официально открыли движение по тоннелю в составе дамбы. С ними был тот, кому, скорее всего, придется в будущем весьма часто использовать тоннель, - вице-премьер Дмитрий Козак, который считается одним из главных кандидатов на пост главы Петербурга и на ближайшие дни, похоже, прописался в городе на Неве. За правительственными кортежами наблюдали рыбаки, чайки и корреспондент «Фонтанки».
Еще утром было совсем не похоже, что к середине дня на комплексе защитных сооружений Петербурга будут премьер Владимир Путин, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Козак. Вдоль южной части дамбы то тут, то там стояли рыбаки и удили рыбу, а в одном месте даже сидел мальчик и пил из литровой бутылки кока-колу.
Поначалу в голову корреспондента «Фонтанки» закралась крамольная мысль, что это переодетые сотрудники ФСО, однако потрепанный вид рыбаков говорил о том, что перед ним всего лишь жители Кронштадта или Ломоносова, которые пользуются последней возможностью половить рыбу, стоя на уникальном инженерном сооружении из железобетона: высокопоставленные чиновники должны были официально открыть тоннель под судопропускным сооружением С-1, после чего по этой магистрали пойдет мощный транспортный поток - двухкилометровый тоннель является частью западного полукольца КАД. А ловить рыбу у шестиполосной трассы может, пожалуй, лишь большой фанат рыбалки.
На самом деле тоннель фактически уже давно готов к работе - с начала 2011 года по нему могут ездить машины специальных служб и автомобили со спецпропусками; кроме того, ходили слухи, что попасть по нему из Кронштадта в Ломоносов и обратно удается и некоторым обычным автомобилистам, знающим определенные «хитрости».
Тоннель не открывали все это время из-за того, что там занимались монтажом инженерных систем - в частности устанавливали современную систему пожаротушения. Как объяснил сегодня журналистам заместитель генерального директора Дирекции КЗС Минрегиона Олег Панчук, дамба попала под новые, более строгие требования к пожарной безопасности подобных объектов, принятые в 2009 году. Кроме того, необходимость дополнительных мер противопожарной безопасности обусловлена тем, что тоннель находится на глубине около 30 метров и в случае повреждения его конструкций ремонт будет крайне затруднителен.
Тоннель является шестиполосным - по три полосы в обе стороны; ширина каждого транспортного коридора составляет 15,25 м. Как объяснили корреспонденту «Фонтанки» в специальном диспетчерском пункте, из которого будет вестись наблюдение за подземным проездом, с технической точки зрения, по нему можно ездить и со скоростью в 110 км/ч, однако это небезопасно. В первое время эксплуатации здесь будет установлена максимальная скорость в 80 км/ч, а в дальнейшем, возможно, она будет снижена до 70 км/ч, если транспортный поток окажется сильным.
Вместе с открытием тоннеля официально заканчивается строительство комплекса защитных сооружений, которое тянулось с 1979 года, а в 1990-е годы было фактически заморожено. «Я помню, как я приехал сюда в 2005 году, и у меня возникло ощущение, что стройку возобновить невозможно: она представляла собой свалку из железобетона и железных свай», - вспомнил в своей речи во время открытия премьер Владимир Путин.
Свое приветствие премьер произносил с трибуны, установленной возле северного въезда в тоннель, а высокопоставленные гости слушали его, стоя возле трибуны. Любопытно, что первым, если смотреть слева направо, стоял вице-премьер Дмитрий Козак. Действующий губернатор Валентина Матвиенко была в этом ряду только второй, а спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов вообще остался за ограждением, отделявшим, видимо, «очень почетных гостей» от «просто почетных».
Вскоре после выступления премьера чиновники погрузились в вертолеты и полетели дальше, на Юго-Западную ТЭЦ. А через час после их отбытия по тоннелю, испуганно озираясь, поехали первые автомобилисты. Кольцо замкнуто, рыбакам пора искать другое место для ловли.
Справка:
Комплекс защитных сооружений Петербурга является одним из старейших «долгостроев» нашего города. Строительство дамбы началось еще в советское время - в 1979 году. В 1990-е годы работы были приостановлены и возобновлены лишь в 2000-е. Согласно составленной на тот момент смете, достройка КЗС должна была обойтись бюджету в 18 млрд рублей. Однако в итоге эта сумма увеличилась в 6 раз: по окончательной смете, возведение защитных сооружений со всей сопутствующей инфраструктурой обошлось в 109 млрд, причем увеличивалось финансирование постепенно.
Так, летом 2007 года, во время проведения очередного перерасчета, было решено, что в течение ближайших двух лет (2007 - 2008 годы) на строительные работы должно быть выделено 33,5 миллиарда рублей; тогда же Росстрой, который тогда курировал работы, обратился к правительству РФ с просьбой о выделении дополнительных 6 млрд рублей, и эта просьба была удовлетворена. А в 2008 году в связи с очередной корректировкой проекта правительство увеличило бюджет КЗС еще на 32 млрд.
Во время стройки менялись и федеральные ведомства, курировавшие проект. Первоначально за работы отвечала специальная дирекция в составе Росстроя, однако после упразднения этого ведомства в 2008 году «долгострой» перешел в ведение Минрегиона, где также была создана специальная дирекция. Примечательно, что в Росстрое и Минрегионе курировал работу этих дирекций один и тот же человек - банкир Владимир Коган, которого СМИ называют близким другом Владимира Путина. Сегодня, в день официального завершения строительства, он заявил, что покидает свой пост в Минрегионе, так как выполнил поручение Владимира Путина и достроил дамбу.
Справка 2:
Комплекс защитных сооружений состоит из нескольких сооружений различного типа. Основу комплекса составляют 11 каменно-земляных дамб, которые должны защитить город от наводнений, при которых вода поднимается до 4,55 м, и сильной нагонной волны, которая, как говорят ученые, повторяется только 1 раз в тысячу лет. Общая протяженность насыпи - 23,4 км. Кроме того, в состав комплекса входят также 6 водопропускных сооружений, которые должны сохранять естественный водообмен между Невской губой и Финским заливом, а также 2 судопропускных сооружения - С-1 и С-2. Судопропускное сооружение С-2 шириной в 110 м рассчитано на суда смешанного «река-море» плавания, С-1 шириной в 200 м построено для пропуска больших контейнеровозов и паромов.