По данным Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта, в Петербурге участились жалобы на качество бензина. За неполные полгода Росстандарт зарегистрировал 26 жалоб: это в три раза больше, чем за 2010 год. Василию Смеречуку, главе СЗМРТУ, кажется, что косвенная причина этого – в дефиците топлива, который отмечался весной. Работники заправок, причем не только мелких, но и крупных, сетевых, пользовались ажиотажем и обеспечивали спрос на 95-й бензин, разбавляя 92-й специальными присадками.
- 26 жалоб – это разве много на пятимиллионный город?
– На каждого жалобщика приходится 8 - 10 автомобилистов из тех, кто тоже пострадал от некачественного топлива, но промолчал, утерся, простил, называйте, как хотите. И лишь поклялся больше не посещать эту заправку, – пояснил глава СЗМРТУ Василий Смеречук.
– Так что истинное число пострадавших на порядок больше. Ведь установить виновность АЗС или поставщика довольно хлопотно, а еще тут нужна определенная доля везения.
- Какая?
– Нужно, чтобы двигатель забарахлил сразу, а не на следующий день, как обычно и бывает. Потому что сейчас спрос на бензин большой, партию распродают за сутки, и на следующий день та же АЗС будет торговать уже вполне качественным топливом. Мы проанализировали жалобы и выяснили, что плохим топливом торгуют обычно в пятницу, на дачных направлениях. К понедельнику в резервуарах АЗС уже ничего не остается. Потом мы не утверждаем, что некая заправочная станция систематически, ежедневно продает плохой бензин. Нет, они просто шалят время от времени. Но тому, у кого испортился двигатель в машине, от этого не легче. В любом автосервисе расскажут случай, как приезжали на эвакуаторах машины со схожим диагнозом после заправки на одной и той же станции. Или в автохозяйстве, где машины заправляют по топливным картам на АЗС одной и той же компании и где внезапно выходит из строя половина машин. Но сколько из тех пострадавших идут к нам?
– А если проблемы с автомобилем водитель обнаружил сразу. Что он должен делать тогда?
– Нельзя просто налить бензина из бака и везти его в лабораторию. Нет, приезжаете с чеком на заправку и заявляете о существе проблемы. Требуется отобрать пробу с того резервуара, с которого был заправлен ваш автомобиль. Сотрудник АЗС должен отобрать две пробы по литру топлива и соответствующим образом оформить. Первая проба – вам, ее нужно везти на экспертизу. Экспертиза проводится за ваш счет: она обходится в 12 тысяч, если исследуется бензин, и в 20 – если дизель.
Провести экспертизу могут в аккредитованной лаборатории: на Глухоозерском, 13, Салова, 4, Пискаревском 125, на заводе «Кинеф» и станции Neste в Бронке и др. Их список можно найти на сайте Росстандарта.
Вторая – арбитражная проба – остается на станции на тот случай, если они захотят оспорить результат проверки. Кстати, об арбитражной экспертизе вас должны известить, и вы там можете присутствовать. Если проба выявляет наличие опасных для двигателя присадок, компания, его реализовавшая, либо заключает досудебное соглашение с оплатой ремонта и экспертиз, либо отправляет вас в суд. К сожалению, у нас не принято сейчас сохранять пробу каждой поступившей с завода партии, как это делалось до 2004 года. Если бы такое правило действовало, то факт поставки и реализации некачественного бензина можно было б изобличить и через 3 - 4 дня после его реализации.
– Почему нельзя обязать сохранять эти пробы?
– Это никому не нужно. Пробы надо хранить в специальном вентилируемом помещении, а это дорого. Российский топливный союз рассудил, что есть техрегламент, и его достаточно, а разные дополнительные правила, сохранившиеся еще с конца 90-х годов, для исполнения не обязательны. Хотя никто их не отменял.
– Тогда за чем именно должен следить Росстандарт?
– Росстандарт должен следить только за тем, чтобы товар, реализуемый на автозаправках, не был опасным. Вопросы качества, как заложено в идеологии 184-го федерального закона, должен регулировать рынок. Большие идеалисты писали этот закон, что и говорить. Теперь посудите сами: если у машины заглох двигатель и она встала – это не причиняет опасности окружающим. Поэтому смолы, металлосодержащие примеси (именно они входят в состав большинства присадок), не говоря уже о воде, мы исследовать не должны, а между тем, в некоторых пробах обнаруживались смолы в объемах, семикратно превышающих параметры ГОСТа. Но даже если хозяева АЗС готовы признать свою вину, жалоба в Росстандарт не помешает. Мы должны определить, системное это нарушение или случайное. Для этого сотрудники выезжают на АЗС и проверяют: а) наличие входного контроля – то есть проверок качества бензина из бензовоза, б) наличие графика зачистки резервуаров и его выполнение, в) наличие регулярного контроля качества топливных остатков в резервуаре, г) наличие паспортов продукции и сертификатов соответствия.
– Можно визуально определить, залит в машину нормальный бензин или с присадками?
– Красный налет на выхлопной трубе – машину заправили бензином с добавками, содержащими железо или марганец. Помимо металлосодержащих присадок используют еще синтетические высокооктановые компоненты, которые, попадая на горячие детали двигателя, превращаются в гудрон, а затем – в кокс.
– Присадки могут быть опасны для здоровья?
– Метиловый спирт – весьма популярен в качестве высокооктанового компонента. Попадание в организм человека 10 мл метилового спирта приводит к потере зрения, 50 мл – к летальному исходу. Большинство присадок и компонентов, конечно, наносит только экономический ущерб.
– А вода?
– Вода опасна только для дизельного топлива как более тяжелого. Образуется водо-топливная эмульсия, которая попадет на фильтры, а они преимущественно бумажные. Фильтры, намокнув, заблокируют подачу топлива в двигатель. На бензиновых колонках вода сразу уйдет на дно резервуара и в бензобак из пистолета попасть не сможет. Ну разве что при очень несчастливых обстоятельствах: если прибудет бензовоз с водой в донном слое, а приемщик на станции не проверит наличие в автоцистерне воды перед сливом. Первый посетитель станции, приехавший вслед за бензовозом, получит в бензобак топливо с водой. Но это слишком фантастичная история.
– Какой бензин вам приходилось проверять чаще всего – 92-й, 95-й?
– Зимой было несколько жалоб на солярку. Но вообще дизельный движок – всеядная лошадка. Только в холодную погоду, когда грузовики заправляют летним топливом или его смесью с газовым конденсатом, они перестают заводиться. А так во все сезоны лидер - 95-й, потому что он, во-первых, самый ходовой, во-вторых, соблазн превратить 92-й в 95-й слишком велик. Разница в цене велика, а октановое число изменить так легко.
Мы подсчитали: суточная партия товара на одну АЗС равняется 50 м3 – значит, 50 тысяч литров. Преобразовать его в 95-й бензин – значит, заработать по 2 рубля с каждого литра, то есть 100 тысяч рублей с одной партии. А штраф, если удастся схватить за руку, а потом еще доказать – 40 тысяч рублей со всего предприятия. Во всяком случае, в прошлом году столько и назначали.
– А в этом году?
– В этом – мы подготовили три заявления в арбитраж, их уже приняли к производству. Три заявления по 26 жалобам: по 23 остальным экспертиза не выявила ничего опасного. Среди пострадавших недавно оказалась машина генерального консула Польши, она встала в Псковской области. Но там пострадавшие сначала обратились в полицию, потом в Псковскую торгово-промышленную палату и когда наконец добрались до экспертизы, она не нашла в бензине ничего запрещенного. Но осадок, как говорится, остался. Перед поездкой машину заправляли на одной из петербургских АЗС.
– Тем не менее, эстонцы и финны не брезгуют заливать наш бензин и часами стоят в очереди на границе.
– Они размышляют так же, как махинаторы с колонки: если залить полбака хорошего бензина и полбака не пойми чего, двигатель не сломается. Обычно это сходит с рук.
– Топливные операторы говорят, что жалобы на качество бензина могут писать мошенники, которые хотят за счет владельцев АЗС отремонтировать изношенные двигатели своих машин.
– Обычно мошенники в машину, чей двигатель просит капремонта, заливают плохонький бензин где-нибудь в глуши, потом сверху доливают хорошего бензина от ведущих российских производителей и после этого обращаются за экспертизой. Мошенников можно выявить при подаче заявления: это они вносят в список поврежденных элементов все, включая колеса. Начинаешь дознание, спрашиваешь: зачем, мол, вписал сюда турбину наддува, с каких это пор она реагирует на состав топлива? Жулик тут же соглашается уменьшить компенсацию с 200 тысяч до 40 тысяч рублей.
Для того чтобы были надежно защищены законные интересы, как автомобилистов, так и добросовестных операторов топливного рынка, все процедуры по установлению истины должны проводиться строго в рамках действующего законодательства. Здесь нельзя однозначно становиться на ту или другую сторону, руководствуясь эмоциями.
Справка
Основная часть жалоб поступила в управление Росстандарта РФ в апреле – мае. По данным Фонтанки.Ру, жаловались в том числе на лидеров рынка: «Лукойл», «Несте», «ТНК-ВР», «Шелл», «Газпромнефть», «ПТК», «Киришиавтосервис». Ранее жалобы поступали исключительно на АЗС мелких фирм и индивидуальных предпринимателей.
Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга: – Слова В. Р. Смеречука, известного и уважаемого в нашей отрасли человека, в данном случае иначе как заблуждением я назвать не могу. И причин тому несколько. Первая и самая главная – статистика. Вы представьте: Росстандарт получил 26 жалоб за 5,5 месяца. Много это или мало? За это время в Петербурге примерно 10 миллионов раз наши автомобилисты заправляли свои автомобили. Я взял калькулятор, и у меня не хватило знаков после запятой, чтобы высчитать процент некачественных заправок. Кроме того, хоть г-н Смеречук и говорит, что на каждую жалобу приходится еще 10 человек, которые жаловаться не стали (а это исключительно его субъективные выводы), но сам же и заявляет, что из 26 жалоб подтвердилось только 3, и то на соответствие требований Техрегламента - а это очень широкий спектр требований и качество топлива там «одно из…». К тому же и с этими 3 еще предстоит разобраться. И это на всех названных им топливных гигантов!
Вторая причина тоже интересна. Еще несколько лет назад мы предложили г-ну Смеречуку помощь в борьбе за качество топлива на рынке Петербурга. Все члены Нефтяного клуба предлагали ему открыть все свои технологические цепочки «закупка – хранение – доставка – АЗС». В любое время эту цепочку у любого оператора он мог проверить. И если что-то не так, то «вынести сор из избы» и сделать это публично. При этом мы хотели, чтобы это коснулось всех – и АЗС нефтяных и топливных операторов, и топливных складов, и бензовозов, торгующих на трассе, и контейнеров, заправляющих транспорт прямо на территории предприятий без всяких разрешений. Знаете, какой был ответ? У меня нет таких полномочий. Вы пролоббируйте это на федеральном уровне, и тогда я буду вас проверять….
Но есть еще один аспект. Сейчас идет очень серьезная подготовка к введению изменений в Техрегламент. Ну, уже все знают, что отменяется 80-й бензин, и так далее… Плюс тот топливный кризис, который был весной и о котором мы предупреждали власти. Ну как на такой горячей теме не отчитаться о проделанной работе? А ведь многие знают: хочешь выявить некачественный бензин - съезди на трассу. Или на ряд нефтебаз в Ленобласти, которые тоже всем известны.
В пресс-службе компании Neste от комментариев отказались, объяснив это тем, что к ним от Росстандарта никаких жалоб не поступало.
ОАО «Газпромнефть», пресс-служба: – Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Росстандарта РФ провело внеплановую проверку АЗС «Газпромнефть» № 14 по адресу: Парголово, Ленинградская ул., 89, лит. А, по жалобе клиента. В ходе проверки были отобраны пробы нефтепродуктов и проверены все необходимые документы. Замечаний по качеству топлива у Росстандарта не возникло. Все топливо на АЗС «Газпром нефть» соответствует требованиям Технического регламента. В компании «Газпром нефть» организован многоступенчатый контроль качества топлива. В частности, на АЗС «Газпром нефть» действуют мобильные лаборатории, каждая из которых в штатном режиме курсирует по определенной территории и проверяет топливо на самих АЗС и в местах отгрузки нефтепродуктов. Пробы берутся непосредственно из заправочных пистолетов, секций бензовозов и газовозов, резервуаров АЗС. Процедура анализа топлива занимает в среднем не более получаса, расширенное тестирование – час».
Представитель одного из операторов АЗС, просивший не указывать название компании:
– У всех компаний, работающих на розничном рынке, есть полноценные собственные службы контроля. Иногда их несколько и они дублируют друг друга. Естественно, у автомобилистов возникают жалобы и предложения по работе, для высказывания которых они могут связаться с call-центрами компаний по телефону, который есть на каждой АЗС, и быть уверенными, что их жалоба будет рассмотрена и получен исчерпывающий ответ. Мы еженедельно анализируем информацию и проводим всестороннее ее изучение.
Большинство жалоб связано не с качеством топлива, а с качеством обслуживания. Но есть и замечания по топливу. Например, один из таких случаев: автомобиль Ровер Спорт (дизель). Зима. КАД. Резко падает скорость, мощность двигателя и так далее. Эвакуатор. Автосервис авторизованного дилера. Через день звонок. Разобрали топливный насос. Обнаружили в нем песок. Отобрали пробы топлива и сделали заключение, что причина в топливе. Цена вопроса – 40 тыс. руб. (и это машина премиум-класса! – то есть не 60 и не 300 тыс. руб.- как у г-на Смеречука).
Два вопроса адресуем в автосервис: Почему не позвонили и не сказали, что вскрываете двигатель, отбираете пробы и т.д. С таким же успехом можно поставить другой насос в машину и поменять его за счет автомобилиста. Можно официальное заключение о том, что виновато топливо, для суда? Получаем ответы: заключение не даем, не хотите ремонтировать – забирайте машину и судитесь с нами. Мы проверяли многие жалобы автомобилистов. В основном в итоге получаем такие сценарии – сказали в автосервисе, что топливо плохое; не помню, где заправился, чек не сохранил и т.п. Ну и третий вариант, который мы и разбираем в полном объеме, когда действительно такая ситуация происходила. Она действительно может быть, если, например, водитель бензовоза перепутал и подсоединил шланг для слива дизтоплива к трубопроводу резервуара с 92-м бензином; если потек резервуар и т.д. Такие случаи есть. Но они сразу приобретают массовый масштаб (один из таких происходил этой зимой, но о нем г-н Смеречук даже не упоминает), ведь если в резервуар попала грунтовая вода, то все автомобилисты, которые заправились этим видом топлива – незамедлительно это почувствуют.
В случае, который я упомянул этой зимой, встало прямо у АЗС около 300 машин. С 3 жалобами, о которых упоминает г-н Смеречук, ситуация до боли схожая. «Автомобилист» обращается с жалобой в Росстандарт, те едут на АЗС для контроля, пересылают жалобу нам. Мы официально обращаемся в автосервис, который отказал автомобилисту в гарантийном ремонте из-за некачественной заправки. Никаких заключений они не давали и не дают. Сейчас мы пытаемся выяснить обстоятельства жалобы у автомобилистов. Но уже сейчас есть подозрения, что эти жалобы понадобились для того, чтобы Росстандарт смог зайти для проверки на АЗС. Ведь, как правильно сказал г-н Смеречук, никаких прав у них на это нет.
Андрей Шубаров, автовладелец:
– На мой взгляд, основная проблема не с качеством топлива, а с тем, что гарантийщики не принимают автомобиль в ремонт, ссылаясь на качество топлива. Хотя если автомобиль продается в России, значит, он как-то должен учитывать российские реалии! Что делаю я - не понравилась заправка, уезжаю на другую. Понравилось заправляться, остаюсь. Менял АЗС уже несколько раз. К сервисам у меня больше претензий – приезжать в сервис, а там говорят, что свечи надо менять. А как мне проверить – надо менять их или нет? Может, они еще 10 тысяч проходят, а может, их выбрасывать в ведро надо. Никто же не разбирался.