С 14 июля парковка на обочинах в центре Петербурга официально станет платной - вступает в силу подписанный губернатором соответствующий закон. Таким образом власти планируют бороться с пробками на основных магистралях. Правда, как и кто будет взимать с автомобилистов плату за постой, пока неясно. Как и то, сколько это будет стоить.
4 июля Валентина Матвиенко подписала закон, утвержденный Законодательным собранием Петербурга, о разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью в области использования автомобильных дорог. Этот нормативный акт позволяет Смольному принимать решения о создании на городских улицах платных парковок.
Этот законопроект был внесен в ЗакС по инициативе губернатора Валентины Матвиенко. Отмечалось, что введение платных парковок по краям проезжих частей будет не повсеместным, а коснется преимущественно центра города. Чиновники говорили, что такая непопулярная мера призвана решить важную проблему - избавить исторический центр города от пробок, заставив автомобилистов экономить и пользоваться общественным транспортом.
Впрочем, в законе не прописывается ни стоимость парковочного места, ни способ взимания платы с автолюбителей, которые все же приедут в историческую часть города на машине. Как сообщили «Фонтанке» в Смольном, сейчас над технической стороной процесса трудится комитет по транспортно-транзитной политике. Предполагается, что механизм будет проработан до конца 2011 года. Тогда платные парковки на крайних правых полосах в центре могут стать объективной реальностью.
Напомним, что депутаты, обсуждая законопроект, предлагали Петербургу воспользоваться мировым опытом и установить на центральных магистралях паркоматы — устройства для автоматического взимания платы за стоянку на улицах. В экспериментальном порядке их хотели установить еще в прошлом году на некоторых улицах Петроградского района. Однако дальше идеи тогда не пошло. (Как не прижились паркоматы и в бытность Владимира Яковлева во главе города).
Сейчас чиновники от транспорта говорят, что, скорее всего, изначально деньги за «постой» с автомобилистов будут взимать парковщики. Решение о замене их на паркоматы, возможно, будет принято позже.
Не решен и главный вопрос — о стоимости часа парковки в центре Петербурга. Когда депутаты только начинали обсуждать законопроект, они планировали оставить функцию определения стоимости за собой. Но это, по мнению Смольного, вступило бы в противоречие с федеральным законодательством, по которому права на расчеты размера платы за пользование дорогами (в том числе парковку) принадлежит собственнику дорожного полотна — то есть городским властям.
Скорее всего, тарифы, которые разрабатывает правительство, будут формироваться с учетом опыта таких стран, как Финляндия. Город будет поделен на зоны, в которых стоимость часа простоя на обочине будет разной. Не исключено, что тем, кто по каким-то причинам не сможет отказаться от ежедневных поездок в центр города на авто, будут предлагать абонементы на парковку.
Мнение общественности по поводу нововведения, как несложно предположить, разделились.
В поддержку непопулярной меры в отношении городских автомобилистов выступили депутаты ЗакСа от «ЕдРа». Как сообщил Виталий Милонов, введение платы за парковку на дорогах заставит автомобилистов более внимательно относиться к своим авто, не бросать их на сутки на магистралях. Депутаты от «Единой России» также напоминают, что именно оставленные на длительное время машины мешали минувшей зимой уборке улиц от снега.
Эксперты же давно критикуют идею, утверждая, что проблему пробок в центре она не решит. А для того, чтобы вводить платную парковку в центре, нужно сначала предложить альтернативу — систему парковок у станций метро и хороший общественный транспорт.
Пока, напомним, в Петербурге действует 9 перехватывающих парковок у периферийных станций метрополитена. В июле должна открыться 10-я рядом со станцией «Купчино». В 2012-м власти обещают удвоить количество перехватывающих стоянок, на которых автомобилисты могут бесплатно оставить свое авто и продолжить путешествие в центр города на общественном транспорте.
Напомним, альтернативной мерой по борьбе с пробками в центре Петербурга правительство в свое время рассматривало перспективу введения платного въезда в историческую часть. Однако эта идея осталась неосуществленной.
Кстати, планы по введению платы за парковку в центре города в Петербурге также уже пытались воплотить 10 лет назад. Но тогда противникам нововведения удалось доказать, что это противоречит федеральным законам. Правда, с тех пор законодательство РФ изменилось: была принята поправка в Градостроительный кодекс, установившая понятие парковочного места, а также то, что плату за пользование этим местом может устанавливать и взимать собственник конкретной автомобильной дороги.
Примечательно, что в подписанном законе не оговаривается, что плату за парковку будут брать только с автолюбителей, останавливающихся на центральных улицах. Норматив не исключает возможности применения и для периферийных проездов.