Фестиваль «Усадьба.Джаз» занял, кажется, каждый квадратный метр подмосковного села Архангельское своими пятью сценами и десятью тысячами слушателей – и организаторы задумались о продвижении в регионы. Авторы проекта ныне даже ведут переговоры с городами, далекими от туристических центров, но в этом году сил и возможностей хватило только на Петербург.
«Усадьбе.Джаз» повезло с погодой. Начертанные на табличках убедительные просьбы не ходить по газону ЦПКиО с разрешения администрации города на два дня утратили силу. Одна из немногих проблем с организацией фестиваля обнаружилась сразу – карты с маршрутом выдавали на входе, однако вспомогательных указателей по пути было всего два или три: многие кружили по тропинкам, не разбирая дороги. На пропускных пунктах посетителям повязывали разноцветные браслеты с указанием сцен: в Петербурге «Усадьба» открыла две сцены – «Аристократ» и «Партер». На первой, в соответствии с названием предназначавшейся для состоятельных и серьезных, оба дня раздавался состоятельный и серьезный, насупленный и надутый джаз. Хорошо прозвучала скрипка Александра Айги в сопровождении группы «4’33’’», порадовал маэстро губной гармошки Жан-Жак Мильто, второй день украсило выступление трио контрабасиста Авишая Коэна. Но здание Елагина дворца оказалось недостаточно плотным изолятором, и звук со сцены «Партер» постоянно прорывался не только в паузах между композициями, но и во время выступлений «аристократов». Оба дня не покидало ощущение, что сцена «Аристократ» поставлена организаторами только для того, чтобы оправдать слово «джаз» в названии фестиваля. Основная масса публики плясала на танцполе «Партера» или загорала там же: места побольше, солнце поярче, основная масса еды и напитков продавалась здесь, развлекательная программа – мэйкап, стилисты, детские комнаты – тоже здесь.
Вторая сцена больше походила на чилл-аут с расставленными перед сценой скамейками – строго говоря, это и называется «партер» – и выходом к Неве. А собственно джаз в «Партере» прозвучал, пожалуй, только единожды – в исполнении Олега Скрипки, всё остальное можно было максимум отнести к околоджазовым вариациям. В самом деле, невозможно на полном серьезе рассуждать о джазе, говоря о Нино Катамадзе или Markscheider Kunst. Порадовали новички на петербургской сцене Guru Groove Foundation – действительно мощный сыгранный коллектив, исполняющий жесткий танцевальный поп-фанк. Как всегда, замечательно выступили Женя Любич, достойно открывшая фестиваль, и Billy's Band в расширенном составе. Главным событием по праву стало – к негодованию публики совпавшее с сетом Авишая Коэна на «Аристократе» – выступление Zap Mama. Афро-бит и ритм-н-блюз а капелла в три голоса в компании полноценного концертного состава инструменталистов – такие концерты в Петербурге на вес золота. Единственным неприятным моментом оказался конферанс – крикливая девушка с манерами тамады на бюджетной свадьбе. В публике смотрели на нее с недоумением, танцпол при ее появлении пустел, зрители возмущенно передавали друг другу две ее коронных фразы: «Хлопайте громче, иначе музыканты не выйдут на сцену» и беспощадно хамское «Вы – партер, а ведете себя, как аристократы».
Фестиваль «Усадьба.Джаз» удался – собрал достаточно публики, заинтересовал, не обманул ожиданий, и хотелось бы продолжения в следующем году: есть только одно «но». Это хороший фестиваль, правильно, хоть и не безошибочно, организованный, с интересным лайнапом – но это далеко и от джаза, и от какой бы то ни было усадьбы. На пресс-конференции, посвященной первой «Усадьбе» в Петербурге, президент фестиваля Мария Семушкина говорила, что после изучения джазовой сцены в городе на Неве пришла к выводу: мероприятий подобного формата здесь нет. И это похоже на правду. Потому что «Петроджаз» – это джазовый фестиваль, а «Усадьба.Джаз» – даже не ориентированный на джаз, а эклектичный и всеядный, хоть и симпатичный. И коль скоро в будущем году местный фестиваль кваса и пива решено переименовать в фестиваль музыки и спорта, может быть, и москвичам стоит задуматься о ребрендинге.
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: Роман Соколов.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»