Авто Недвижимость Работа Арт-парк Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

09:30 18.08.2019

Кино

04.07.2011 14:09

Алексей Герман: «Нас не купишь, не подкупишь»

Став в 2010 году президентом Санкт-Петербургского международного кинофорума, Алексей Герман объявил, что это будет честный фестиваль. О том, удалось ли этого достичь, каким будет июльский кинофорум-2011, почему затягивается выход на экраны картины «История Арканарской резни» и как Никита Михалков предлагал мириться, Алексей Юрьевич рассказал обозревателю «Фонтанки».

Алексей Герман: «Нас не купишь, не подкупишь»

Став в 2010 году президентом Санкт-Петербургского международного кинофорума, Алексей Герман объявил, что это будет честный фестиваль. О том, удалось ли этого достичь, каким будет июльский кинофорум-2011, почему затягивается выход на экраны картины «История Арканарской резни» и как Никита Михалков предлагал мириться, Алексей Юрьевич рассказал обозревателю «Фонтанки».

– Алексей Юрьевич, год назад вы говорили о том, что хотите сделать честный фестиваль. Получилось?

– Тот фестиваль был честным, и этот будет честным. Потому что залогом является состав тех, кто делает Санкт-Петербургский кинофорум, - наш оргкомитет. Нас, что говорится, не купишь, не подкупишь. Действительно, фестивали честные бывают редко. Ну как не учесть привязанности к тому или иному государственному человеку, «государеву уху»? Да и многие факторы вмешиваются в борьбу. Компашки собираются, своих толкают: «Василий Иванович, пожалуйста, проголосуйте за эту картину! Пусть вы ее не видели, но проголосуйте!» Ничего подобного у нас нет и не будет. Я не хочу сказать, что на остальных фестивалях жюри подкуплено, ведь жюри тоже бывает толковое, а бывает – бестолковое. Ну что же тут сделаешь? Да и вообще западные фестивали, как бы вам сказать, обслуживают друг друга. Но люди там работают талантливые, интересные, и мы будем рады видеть некоторых из них на нашем фестивале.

– Отборочную комиссию Санкт-Петербургского кинофорума возглавляет Андрей Плахов, известный кинокритик, профессионал. Вы довольны его выбором?

– Совершенно не обязательно, что все будут стремиться попасть на фильмы, представленные на кинофоруме, потому что вкус публики достаточно испорчен. Но многим это даст какую-то зарядку для души, может быть, даже изменит жизнь. Я хорошо знал человека, который, увидев «Дорогу» Феллини, стал ездить из города в город за ней, как она шла по Союзу, и вообще стал совершенно другим человеком просто под влиянием картины, где нет моралите, а только соприкосновение с настоящим искусством. Оно способно сделать очень много. Как сказал академик Лихачев, искусство – самое важное, что есть на земле. Если нет искусства, тогда зачем всё? Развивая эту мысль, я скажу, что, если нет искусства, тогда мы превращаемся в содружество существ, недоброжелательных друг другу, воспроизводящих потомство и только для этого живущих, уничтожающих природу, перемалывающих ее на личные отходы. Если это считать неважным, тогда не важно всё.



– В 2010-м, на первом кинофоруме, вы говорили, что картина «История Арканарской резни» по мотивам романа Стругацких через год будет готова. Почему же этого не случилось?


– Сейчас система озвучания построена так, что можно озвучить только одного человека. А у меня в каждом кадре 18 как минимум, а то и больше людей. Вы представляете, мне надо всех озвучить, постараться сделать это хорошо, чтобы не погубить изображение. Да еще постараться озвучить героев, точно «попадая», потому что очень много не актеров снималось. Они сняться-то смогли, я их как-то убедил, а уже озвучить сами себя не могут. Да и всё время какие-то обстоятельства вмешиваются. На днях должен был Ярмольник прилететь на озвучание, но у него ангина. Опять неделя выпала. А я еще не так давно переболел, перенес две операции на сердце в Германии. Поэтому всё жутко тянется. Я сам в отчаянии. Но, с другой стороны, я не первый, не единственный такой. Кубрик снимал по 10 - 12 лет, Коппола до сих пор своего «Крестного отца» монтирует и, как появляются деньги, доснимает то, что у него выбросил продюсер. Под старость неохота плюнуть, уходя.

– Когда картина будет окончена, покажете ее на Санкт-Петербургском кинофоруме?

– Как только будет готова, конечно, покажу. Хотя есть и такая проблема. Для международного фестиваля нужна картинка: здесь по-русски должны говорить, должны быть французские титры, а здесь – английские. А самое интересное в моей картине то, на чем я сломался, – это изображение. Оно, в общем, получилось, как мне кажется. Но когда я представляю, что люди будут читать внизу строчки, а я не могу картину ни переозвучить для фестиваля, ничего, то мне делается нехорошо, потому что там самое главное – пластика, у меня нет ни одной обратной точки, у меня всё внутрикадровый монтаж. Каждый кусок я делал месяц. Вот такие штуки…



– Алексей Юрьевич, как вы относитесь к приезду на кинофорум голливудских суперзвезд, таких, каким был в прошлом году Антонио Бандерас?

– Я бы хотел, чтобы к нам приезжали хорошие артисты. А нынешние, для того чтобы сняться на крупном плане, делают себе вот так (закрывает пол-лица рукой. – М.С.), потому что сами понимают, что у них глаза пустые. Они настолько мельтешат, что и сыграть-то мало чего могут. Остался Дастин Хоффман, осталось прекрасное кино Питера Богдановича, еще какие-то картины. А эти суперзвезды… Мне они не очень интересны. Хотелось бы, чтобы к нам приезжали не просто звезды, а большие артисты.

– А Ларса фон Триера, изгнанного из Канн, вы могли бы приветствовать?

– Не хочу даже говорить. Он ведь покаялся, и растирать не надо никого. Но я его просто как художника не люблю. «Рассекая волны», его картина, по которой все распустили сопли, мне кажется, нормальная, среднего класса мелодрама.



– А вы следите сейчас за новинками кинематографа?

– Какие-то фильмы, конечно, смотрю. Но я сейчас так быстро устаю… А на фестивали я  мало ездил, отказывался. Как-то летал в Сочи, был на «Нике». Один раз надо было Люсе Гурченко вручать награду, другой раз такую же награду вручали мне.

– Вы уже видели новый фильм Никиты Михалкова? Помнится, год назад вы не очень лестно отозвались о его «Утомленных солнцем-2».

– Может, и видел, но не хочу на эту тему разговаривать. Он ко мне подошел, сказал: «Давай помиримся!» Нас, говорит, всего двое. Что уже смешно… Я говорю: «Ну а Сокуров?» – «Ну ладно, трое». Я тогда сказал: я тебя трогать не буду, ты же начал. Я его и не трогаю. Хотя фигура для меня сама себя уничтожающая.

– Вы ведь вышли из михалковского Союза кинематографистов?

– Я ушел первый. Я был восемь лет секретарем союза, а узнал, что я секретарь, на седьмом году. Мне позабыли сказать. А сейчас другой союз (только что учрежденный «Киносоюз». – Прим. ред.), там молодые люди. Я там учредитель, но я не занимаюсь этим. Мне своей картины достаточно. Мне 72 года, мне это неинтересно.



– Вы занимаетесь Санкт-Петербургским кинофорумом вместе с Александром Сокуровым, который возглавил проект «Метрополис» – киношколу для молодых режиссеров… А вам не обидно, что новый фильм Сокурова «Фауст» ориентирован прежде всего на западную аудиторию?

– Думаю, и в России мы его увидим. Я испытываю счастье, когда смотрю его картины. Но Саша – режиссер для интеллектуалов, ну что тут сделаешь. Помню, в Ленинграде году в 1972-м устроили фестиваль итальянского кино, с картинами Феллини, Антониони. В кинотеатр «Великан» попасть можно было, поскольку билеты раздавали квалифицированным рабочим на сеанс в восемь утра. Многие просыпали, а это стоило денег, и кто-то всегда прибегал продать билеты. Пол моего курса ходили утром в «Великан». Так вы не представляете, что с нами делали. Нас пытались побить: «А ну, шпана, отсюда вон, чего вам эту гадость смотреть?» Но мы садились кружком, чтобы отбиваться от квалифицированных рабочих. Когда меня схватили, я отмахивался, и весьма умело, потому что боксом занимался, на первенстве Ленинграда выступал. Тем не менее наш народ был искренне убежден, что нечего пацанам смотреть эту гадость. Народ не подготовлен был тогда совсем. Но и сейчас он опять не подготовлен, потому что нынешнее телевидение учит другому. И вдруг Саша Сокуров привозит им картину про японского императора, про Фауста… Но всё-таки в кинематографе, этом искусстве снов, самое главное – что оно смягчает нравы. И кинематограф, состоящий из хороших фильмов, смягчающих нравы, совершенно необходим петербуржцам, дабы задуматься, понять какие-то вещи, прикипеть душой.

Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»

Фото автора.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

Реклама

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор