Предварительный вариант схемы развития метро, который попал в Интернет до ее официального утверждения, в целом оказался верен – такой вывод можно сделать после сегодняшнего заседания правительства. Метро по-прежнему планируют тянуть к Пулково, стадиону «Зенита», «Лахта центру» и «Балтийской жемчужине», но зато исчезли две областные станции, которые были в промежуточных проектах. Но совершенно непонятно, откуда брать деньги: для реализации схемы в год требуется тратить 30 млрд рублей, притом что в 2011 году будет выделено лишь 9 млрд.
После опубликования в июне на сайте Spb-projects.ru предварительного варианта схемы развития городской подземки, представители комитета по транспорту говорили, что он отличается от итоговых проектов и судить по нему о проекте нельзя. Однако, судя по сегодняшнему заседанию правительства, где схема была представлена и принята, совпадают они на 95 %. Но есть и различия.
В отличие от предварительного варианта, кольцевая линия в итоговом действительно является закольцованной: в проекте, опубликованном в Сети, она тянулась от нынешней «Нарвской» через «Василеостровскую» и «Петроградскую» в сторону «Ладожской», где и заканчивалась. Теперь предполагается, что она пойдет дальше через «Международную» и «Парк Победы» к все той же «Нарвской». Правда, прокатиться по кругу, как в Москве, можно будет лишь после 2025 года.
Еще одно отличие итогового варианта – отсутствие новых станций, расположенных в Ленинградской области (сейчас, напомним, такая станция только одна – «Девяткино»). Промежуточным проектом предусматривалось, что метро придет в Янино и Кудрово (там должны были появиться станции с одноименными названиями).
Правда, как рассказал «Фонтанке» глава комитета по транспорту Станислав Попов, их отсутствие связано с тем, что схема, принятая на правительстве, касается только Петербурга, а строительство станций в области нужно согласовывать и с областным правительством. При этом идея их открытия обсуждалась на Координационном совете по транспортной системе Санкт-Петербурга и Ленобласти, который возглавляет министр транспорта Игорь Левитин: предполагается, что финансировать их строительство будут из федерального бюджета (50 % всех затрат), а также двух региональных – Санкт-Петербурга (25 %) и Ленинградской области (25 %). Окончательного решения об их строительстве пока не принято, но если оно будет положительным, то их возведут к 2015-2017 годам.
В остальном схема, принятая на правительстве, идентична той, которую опубликовали блогеры. По-прежнему планируется продлить «красную», Кировско-Выборгскую линию до Пулково (это произойдет после 2025 года). Правда, к этому времени аэропорт уже должен быть связан с городом линией легкорельсового трамвая (который будет ходить до Московского вокзала) и железнодорожным экспрессом (пойдет к Балтийскому вокзалу).
Однако глава комитета по транспорту уверен, что эти виды транспорта не будут мешать друг другу, и линии не будут недогруженными: к 2025 году пассажиропоток аэропорта будет совершенно иным.
Остались в схеме и станции возле нового стадиона «Зенита» и «Лахта центра», а Невско-Василеостровскую линию планируют тянуть в сторону севера города, в район Комендантского аэродрома, а затем – в Парголово и Осиновую Рощу.
Что касается ближайших перспектив, то Купчино должно получить метро до 2013 года: к этому сроку будет окончательно построена ветка от «Волковской» до «Дунайского проспекта», а конечную станцию этой линии, «Южную», введут в строй в 2016-2020 годах. В 2014 году обещают построить второй вестибюль станции «Спортивная», к 2015 – участок от «Спасской» до станции «Большой проспект» на Васильевском острове (в дальнейшем именно эту линию потянут в сторону стадиона «Зенита» и «Лахта центра»).
Все к тому же 2015 году обещают продлить нынешнюю пятую линию до станции «Зоопарк». Правда, выход из вестибюля будет находиться в 800 метрах от входа в новый комплекс петербургского зоопарка.
Однако эта красивая схема может оказаться очередной фантазией, если из бюджета не будет выделено достаточное финансирование. Как рассказал Станислав Попов, чтобы следовать графику, необходимо в год выделять на строительство метро около 30 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году город выделил на развитие подземки 8,6 млрд рублей. При этом, по словам главы комитета по транспорту, когда он озвучил цифру в 30 млрд на совещании у губернатора, то какого-то активного протеста она не вызвала.
На всякий случай в комитете разработано два графика – пессимистичный и оптимистичный: согласно пессимистичному, если в год будет выделяться по 16 млрд, то к 2025 году в питерской подземке будет 85 станций и схема будет реализована лишь частично; если по 30 млрд – то 106 станций. Однако окончательного решения о том, выделять ли 30 млрд или хотя бы 16 млрд, пока не принято. Отметим также: в начале июня премьер Владимир Путин заявил на заседании Союза транспортников РФ, что серьезное увеличение финансирования строительства метро в российских регионах из средств федерального бюджета может произойти только в 2013 году, так как бюджет на 2012 год уже сверстан.