Правительство России определило стратегию очередного этапа административной реформы – в течение ближайших двух с половиной лет планируется масштабное снижение барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг. Такую концепцию подписал премьер-министр России Владимир Путин.
Чиновники положительно оценивают предыдущий этап реформ. В частности, за 2006-2010 год сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждено почти 500 административных регламентов федерального уровня, создан «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и т.д.
В то же время признается, что россияне (в первую очередь предприниматели и коммерческие организации), до сих пор вынуждены преодолевать административные барьеры. Например, для получения одной госуслуги представители бизнеса вынуждены обращаться в орган власти в среднем по восемь раз. Простые граждане должны сделать только два «похода», но время ожидания в очереди составляет в среднем 55 минут. А Всемирный банк оценивает эффективность государственного управления в России в 44,9 балла из 100 возможных, качество регулирования – 35,2 балла.
На очередном этапе реформы планируется, в частности, упросить процедуры лицензирования, перейти от разрешительного к уведомительному порядку осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, усовершенствовать систему государственного контроля и надзора, продолжить внедрение механизмов саморегулирования, обеспечить открытость и доступность информации о деятельности органов власти и формируемых ими информационных ресурсов, развивать механизмы досудебного обжалования и т. д.
Одним из главных принципов очередных преобразований называется реформирование государственного сектора со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления и информационными ресурсами.
Реализация этих мер должна привести к снижению административных барьеров. Например, ожидается, что уже в 2014 году граждане смогут получать государственную услугу «за один заход», отстояв в очереди не более 15 минут. Среднее число обращений коммерческих структур в соответствующее ведомство для получения услуги не должно превышать двух. Оценку России в международном рейтинге планируется приблизить к уровню государств Восточной Европы – по эффективности государственного управления довести до 65 баллов, по качеству государственного регулирования – до 60.
Для оценки результатов административной реформы чиновники также обещают учитывать проводимые общественной организацией «Опора России» совместно с ВЦИОМ исследования доли в выручке издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.