Государственная стоматологическая поликлиника не смогла взыскать с недовольного пациента полумиллионный ущерб, якобы причиненный ее деловой репутации многочисленными жалобами, отправленными в различные инстанции. Такое решение принял арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Конфликт возник между расположенной в Кировском районе ГУЗ «Стоматологическая поликлиника № 20» и Ольгой Киселевой: недовольная качеством проведенного лечения, она направила письма к председателю комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, в районную прокурору, администрацию и т.д. Медиков бывшая пациентка уличала не только «в сговоре по умышленному и циничному нанесению ее здоровью необратимого вреда» и «подгонке челюсти под чужой протез», но и в воровстве, мошенничестве, приписках, а непосредственно главного врача – в финансовых злоупотреблениях.
Поликлиника обратилась в арбитражный суд, требуя от Ольги Киселевой направить во все инстанции опровергающие письма, а также возместить медикам нанесенный их деловой репутации ущерб, оцененный в 500 тысяч рублей.
Отрицая уже собственную вину, бывшая пациентка сослалась на делегированное ей Конституцией России право направлять личные обращения в государственные органы, которые обязаны их рассматривать, принимать решения и давать мотивированный ответ.
Рассматривая спор, арбитраж сослался на компромиссные рекомендации Верховного суда России для подобных конфликтов. В них указано, что гражданин не может привлекаться к ответственности, даже если изложенные им в его заявлениях сведения не нашли подтверждения в ходе их проверки, поскольку речь идет не о распространении порочащей информации, а о реализации конституционного права на обращение в госорганы. В то же время иск может быть удовлетворен, только если будет установлено отсутствие оснований для жалоб и исключительное намерение причинить вред другому лицу, то есть злоупотребление правом.
Исследовав все материалы и показания свидетелей, арбитражный суд пришел к выводу, что Ольга Киселева не имела таких злостных намерений. А потому поликлинике было отказано в возмещении ущерба.