Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

19:45 18.01.2020

Кино

28.05.2011 07:00

«Глядя из Петербурга»: Свято место пусто

В День рождения города, 27 мая, в киноцентре «Родина» состоялась премьера киноальманаха «Глядя из Петербурга».

«Глядя из Петербурга»: Свято место пусто

В День рождения города, 27 мая, в киноцентре «Родина» состоялась премьера киноальманаха «Глядя из Петербурга».

Альманахом это, вообще-то, трудно назвать. Скорее, под одной обложкой объединили серию документальных лент о Петербурге, которые помимо главного героя объединяет разве что общий лирический тон. Они сняты в разное время – с разбросом в 20 лет – совершенно разными режиссерами: от «митька» Виктора Тихомирова до документалиста, а затем автора нашумевшего «Счастья моего» Сергея Лозницы и клипмейкера Сергея Дебижева. Но важно тут не то, что объединяет собранные в альманах фильмы, и даже не то, в чем разница между ними, а то, что все они работают с одним и тем же пространством. Не городским, нет. С пространством культурного мифа. Хотя город и миф в данном случае – синонимы.

Если фильмы объединяли в альманах, задавшись целью создать что-то из серии признаний в любви мировым столицам, то получилось куда лучше, чем у создателей опуса о Москве. Потому что более подходящей для кинематографического признания если не в любви, то в каком-то теплом отношении к Петербургу формы, чем документальная, не придумаешь. Если бы камерами вооружились игровые режиссеры – неизбежно получилось бы вранье. Актеров, гуляющих, конечно, по крышам, катающихся на корабликах, наконец, бегающих по живописным набережным, неизбежно хотелось бы из кадра вырезать – так, как это хотелось сделать в немногих игровых фильмах о Петербурге, вышедших за последние лет десять – «Питере.FM», учителевской «Прогулке» и прочих.

Ну да, Петербург – город-фантом, и тут должны бы последовать дежурные аллегории театра без актеров и расставленных по улицам декораций, подтвержденные набором цитат из Гоголя и Достоевского. Но куда важнее, что чем город старше, тем более фантомным и призрачным он становится. И «Глядя из Петербурга» эту нарастающую призрачность как раз фиксирует. Характерны, в этом смысле, попытки найти современное воплощение мифа – особенно они заметны у Дебижева. Он в своей работе «В реальном времени (Огни большого города)» чередует самые открыточные виды белых ночей с физиологическими очерками из повседневной жизни. С бомжами, уличными музыкантами, дворниками, гастарбайтерами и просто прохожими. И надо же, открыточные виды все эти яркие типажи приглушают, а порой и поглощают. Человеческие особи здесь – как написанное в подворотне слово из трех букв: конечно, плохо и противно, но рано или поздно сотрется, а подворотня останется. И даже когда речь идет вроде бы о людях – как в «Митьках» Тихомирова, – всё равно получается, что о городском ландшафте и истории: вот и губернатор говорит, что "митьки" уже не люди, а символ, скорее корюшка и пушка в 12 часов, чем просто человеки.

Кадр из фильма Сергея Дебижева «В реальном времени (Огни большого города)»
Кадр из фильма Сергея Дебижева «В реальном времени (Огни большого города)»


Поле битвы, если верить драматургу Радзинскому, после победы принадлежит мародерам, а пространство города после того, как становится пространством мифа, – документалистам. Игровым режиссерам здесь делать больше нечего, они свою функцию выполнили – начиная с «Фэксов» и заканчивая Ильей Авербахом, нашли адекватное визуальное воплощение гоголевско-достоевскому портрету города и окончательно этот самый миф утвердили. Теперь его можно только фиксировать – как где-нибудь на Чукотке отмечают показания термометра, не удивляясь всякий раз, отчего ж так холодно.

Прошлой осенью перед фестивалем Open Cinema петербургские кинематографисты (в том числе, кстати, один из авторов альманаха – Дебижев) собирались на "круглый стол" и грустно говорили, что «ленинградская школа» мертва, а Петербург больше не является кинематографическим центром. И пытались понять, почему так получилось. Доводов приводили много – упирались в финансовые проблемы, конечно. Но в результате пришли к вечному и простому выводу: во всем виновата проклятая «чухонская болезнь», нехватка кислорода. Чреватая сонливостью и абсолютным нежеланием работать. В качестве доказательства программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева даже рассказала, как мечтала открыть миру петербургских молодых режиссеров, чуть ли не своими руками расклеивала объявления об открытом конкурсе «Кинотавр. Короткий метр». И в результате не получила ни одной работы.

Потому что тут дело такое, надо выбирать: или бурная жизнь со строительством европейского масштаба центров кинопроизводства, или история. Привычка созерцать и фланировать заставляет, конечно, выбрать второе. Что лишний раз подтверждает этот самый документальный взгляд из Петербурга. Третьего, похоже, не дано, как бы ни убеждали в обратном клинические оптимисты.

Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «
Кино»


Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор