Ново-Адмиралтейский мост будет не только автомобильным. На нем предусмотрят полосу для общественного транспорта, а уже в 2015 году проложат трамвайные рельсы. Через канал Грибоедова и Обводный канал также построят новые мосты. Английский проспект и набережную Пряжки расширят до трех полос, а бульвар на 16 - 17-й линии Васильевского острова не тронут. Не пострадает и часовня храма Спаса-на-водах. Эти сведения были озвучены 25 мая на "круглом столе", посвященном проблемам строительства нового моста. Впрочем, большая часть вопросов по планирующемуся строительству так и осталась без ответа.
Любопытно, что "круглый стол" был организован сотрудниками музея-квартиры Блока. «Мы много слышим о том, что мост будут строить и он касается нас напрямую — весь поток транспорта пойдет под нашими окнами. Мы хотели бы понять, как изменится Коломна и что нам ждать от этого проекта», - пояснили организаторы причину, по которой решили провести столь непрофильное для себя мероприятие. К обсуждению был приглашен максимально широкий круг участников — представители всех профильных комитетов Смольного, проектировщики, руководство «Адмиралтейских верфей», экологи, архитекторы, транспортники и градозащитники.
Институт «Стройпроект», коллектив которого и разработал проект Ново-Адмиралтейского моста, откликнулся. Чиновники Смольного, наоборот, приглашение проигнорировали. «Я посылала приглашение и в КГИОП, и в КГА, и в комитет по природопользованию, - недоуменно объясняла старший научный сотрудник музея-квартиры Блока Ирина Варго. - Но в КГИОП мне сказали, что никаких материалов по этому проекту не видели и вопросом не владеют».
Комитет по градостроительству отказался от участия без объяснения причин, а комитет по природопользованию на приглашение просто не ответил. В итоге городскую власть представлял один-единственный человек — начальник отдела строительства и реконструкции комитета по развитию транспортной инфраструктуры Григорий Иванов. Зато по собственной инициативе к встрече присоединился представитель власти районной — начальник отдела строительства и землепользования Адмиралтейского района Алексей Степанов. Интересно, что предложение принять участие в разговоре категорически отвергли и самые активные противники будущего моста — члены прихода храма Спаса-на-водах.
Категорически отказались от участия в разговоре и представители «Адмиралтейских верфей». Впрочем, по данным Института «Стройпроект», соглашение между этим предприятием и Смольным было достигнуто 23 мая: завод начинает переносить свои производственные помещения на Матисов остров, чтобы освободить место для строительства моста. И уже в самое ближайшее время подрядчики получат допуски на территорию Ново-Адмиралтейского острова и смогут приступить к подготовительным работам. Вопрос, зачем нужно было проводить конкурс по выбору исполнителя работ (он состоялся еще 19 апреля) до того, как разрешены эти проблемы, не обсуждался.
Как пояснили представители «Стройпроекта», сам по себе Ново-Адмиралтейский мост транспортных проблем не решает. Необходим комплекс мер по развитию улично-дорожной сети — расширение набережной Пряжки до трех полос (зеленая зона при этом будет уничтожена), расширение до трех полос Английского проспекта, реконструкция набережной Мойки на участке от улицы Писарева до набережной Пряжки, реконструкция улицы Писарева и набережной канала Грибоедова, капитальный ремонт Аларчина моста, реконструкция улицы Циолковского от Фонтанки до Обводного канала, а также целый комплекс мер по приведению в порядок Старо-Петергофского проспекта. Кроме того, должны быть построены еще два моста — через Фонтанку и через канал Грибоедова, чтобы разгрузить Старо-Калинкин мост. «Это пока еще предпроектные разработки, но я надеюсь, что к тому времени, когда будет построен Ново-Адмиралтейский мост, все документы пройдут согласование, - рассказала руководитель проекта Татьяна Кузнецова. - Для того, чтобы решить транспортную проблему, необходимо реализовать весь этот комплекс мер».
При расширении набережной Пряжки будет снесен газон и уничтожено 39 деревьев, то есть фактически вся существующая сегодня зеленая зона. Взамен проектировщики обещают посадить 78 деревьев, но где будут произведены эти высадки, управление садово-паркового хозяйства пока не определило. В этом месте на помощь авторам проекта неожиданно пришла общественность. Осенило директора центра общественных экспертиз ЭКОМ Александра Карпова : «На Английском проспекте есть несколько симпатичных сквериков, которые не числятся зонами общего пользования. Давайте попробуем присвоить им этот статус, и в них можно высадить дополнительные деревья». С предложением согласились и авторы проекта.
На Васильевском острове часть линий - от 12 - 13-й до 22 - 23-й - станут односторонними. Расширять их не будут, поэтому бульвар на 16 - 17-й линии останется нетронутым. Правда, после того, как в 2013 году будет завершено строительство моста, экологическая обстановка и качество среды проживания в Адмиралтейском районе ухудшатся. Об этом сообщила Наталья Минина, замгенерального директора Института территориального развития.
Правда, она тут же призвала «не выдергивать ее слова из контекста» - по ее мнению, ухудшение среды неизбежно в любом случае, независимо от того, будет ли построен новый мост или нет. «Сейчас количество автомобилей составляет 320 тысяч штук на миллион жителей, а к 2015 году будет 400 тысяч, поэтому количество выбросов увеличится при любом развитии событий», - заявила она.
Предложение координатора движения «Живой город» Юлии Минутиной решать в первую очередь не проблемы автомобилистов, количество которых не превышают одну треть жителей города, а граждан, пользующихся общественным транспортом, неожиданно нашло понимание у представителя Смольного.
«Мы будем создавать буферную зону, - сообщил Григорий Иванов. - Границы ее будут идти от ЗСД по Обводному каналу до Орловского тоннеля и далее по правому берегу Невы, снова до ЗСД». «Нравится вам это или нет, но въезд индивидуального транспорта в исторический центр надо сокращать, - героически произнес он. - Поэтому мы будем делать перехватывающие парковки и развивать общественный транспорт, создавать, где это возможно, выделенные полосы». Наталья Калинина, начальник отдела транспортного планирования «Стройпроекта», добавила, что будет предусмотрена полоса для общественного транспорта и на Ново-Адмиралтейском мосту, а уже в 2015 году, когда в городе создадут сеть нового, современного трамвайного движения, по нему проложат и рельсы.
Правда, ответа на вопрос, зачем в 2013 году сдавать мост, а в 2015-м начинать его переделывать, ни проектировщики, ни Григорий Иванов дать не смогли. Остался не проясненным и вопрос, почему именно Ново-Адмиралтейский мост необходим для реконструкции Дворцового: по проекту 2006 года, для этой цели предполагалось использовать уже построенный дублер Благовещенского моста. Однако, как пояснили представители «Стройпроекта», по неизвестным причинам концепция внезапно изменилась, дублер разобрали, а его конструкции использовали при строительстве Большого Петровского моста, соединяющего с «большой землей» Крестовский остров. Причин, по которым было принято такое решение, в «Стройпроекте» не знают.
Не получил ответа на свой вопрос и архитектор Рафаэль Даянов, беспокоившийся за сохранность исторической застройки набережной Лейтенанта Шмидта. У градозащитной общественности вызвала сомнения легитимность всего проекта. Председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис напомнил о том, что набережные Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова — памятники федерального значения, поэтому возможность строительства новых мостов через эти реки вызывает большие сомнения. В свою очередь Минутина заметила, что объект нового строительства в охранной зоне ЮНЕСКО, по-видимому, должен быть согласован на международном уровне. Припомнили присутствующие и то, что проект нового моста фактически не обсуждался ни на градостроительном совете, ни на совете по культурному наследию. «Нам его показали, - мрачно заявил вице-президент петербургского Союза архитекторов Святослав Гайкович. - Но заявили, что вопрос уже решен, поэтому обсуждаем только мелкие детали». В итоге градозащитники, архитекторы и проектировщики сошлись на том, что к диалогу нужно еще вернуться. Представлявший Смольный Григорий Иванов обошел этот вопрос молчанием.
Бурное обсуждения продолжались и после "круглого стола". "Как они собираются расширять набережную Пряжки, - недоумевали сотрудники музея Блока. - Для этого придется засыпать часть русла, и еще неизвестно, выдержит ли почва такую нагрузку". Открытым остался вопрос и с речниками, возмущающимися из-за того, что будет ликвидирована зона формирования караванов. Недоумение вызвали и планы по созданию трамвайного движения по Ново-Адмиралтейскому мосту. «Трамваи же должны куда-то ехать, а не просто переезжать мост, - удивлялся археолог Виктор Коренцвит. - И что, они собираются прокладывать рельсы на мостах через малые реки? Как это у них получится, интересно?» Ответить на эти вопросы проектировщики не могли. «Послушайте, ну не мы же выбирали это место, но уж если оно выбрано, то мы и пытаемся продумать проект как можно лучше!» - вырвалось у одного из представителей команды этого института. Единственный представитель Смольного вновь индифферентно промолчал.
Пожалуй, на "круглом столе" удалось получить твердый ответ только на один вопрос — строительство моста часовне храма Спаса-на-водах ничем не грозит. Правда, проект планировки предусматривает пробивку Английской набережной по фундаменту бывшего храма (сейчас на его месте высится корпус цеха «Адмиралтейских верфей»), но до его реализации еще далеко.
Напомним, сначала вантовую переправу предполагалось разместить в районе 24-й и 25-й линий Васильевского острова — там новый мост и находится по Генплану. Но позднее в Смольном было принято решение отказаться от высокого моста и «посадить» его на набережную, и проект пришлось менять. Рассматривалась возможность расположить новый мост в створе 22-й и 23-й линий, рядом с Горным институтом. Однако проект вызвал возражения и со стороны геофизиков, и со стороны гидрологов. Специалисты Горного провели исследование грунтов и доказали, что любое новое строительство в этой части Васильевского острова неизбежно приведет к разрушению памятника федерального значения — именно таков статус здания вуза, которое находится, по словам все тех же экспертов, в очень плохом состоянии. В итоге было выбрано место между 16 - 17-й и 18 - 19-й линиями Васильевского острова.
Как уже писала «Фонтанка», Ново-Адмиралтейский мост должен был стать частью единой большой трассы от Аптекарской набережной вдоль Лопухинского сада по Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева через Леонтьевский мыс на Васильевский остров. Строительство хотели разделить на несколько этапов. В первую очередь предполагалось построить мост в районе острова Серный и сделать подъезды к нему. На втором этапе - реконструировать набережную Адмирала Лазарева, а затем Песочную, а в 2008 году - приступить к реконструкции Лазаревского моста.
Однако через год концепция транспортного развития города изменилась. Не дожидаясь ее утверждения, в том же 2007 году дорожники приступили к реконструкции Лазаревского моста, и в мае 2009 года город получил новую переправу, связывающую Крестовский остров с «большой землей». Зато от строительства моста, связывающего Васильевский остров с Серным, Смольный решил отказаться. Уже изготовленные для него металлоконструкции будут использованы в других проектах, в том числе на Западном скоростном диаметре (ЗСД), а Васильевский остров так и остался без круглосуточно действующей переправы.