Билли Новик со своим контрабасом, хриплым голосом и страстными блюзами - один из самых колоритных питерских музыкальных персонажей. Несколько лет назад бывший патологоанатом из Купчино окончательно сменил скальпель на контрабас, и его Billy’s Band пустился в самостоятельное плавание по морям шоу-бизнеса. Но блюз – не единственная пламенная страсть Билли, есть и другие – автомобили, велосипеды и самокаты, о чем он и рассказал «Водителю Петербурга».
- Билли, как давно вы за рулем? Как учились водить? Какие впечатления остались от автошколы?
- Я за рулем с 2006 года. Обучение прошел у частного инструктора, взял шесть или восемь уроков. Занимался на «девятке» в районе Кировского завода. На права сдавал в ГИБДД, сдал с первого раза, что-то платил, как и все мы. Я был один из сотни в тот день - никаких проблем, кроме бесконечного ожидания на морозе, не припомню.
- Почему пошли сдавать на права? Как относитесь к тем людям, которые покупают права?
- К тем, кто покупает права, отношусь нормально. Главное, чтобы люди ездили хорошо, разбирались в ПДД и изучили знаки, а уж как они этого достигли – их дело. Нужно уважать других участников дорожного движения. И, конечно, потренироваться как следует перед тем, как пуститься в самостоятельное плавание. Ездить лучше, наверное, ночью по району, я бы посоветовал не жалеть сил и времени на репетицию парковки – многим это дается с ощутимым трудом.
- Какой водитель Билли Новик?
- В первый год моего вождения мне часто сигналили, видимо, я что-то не так делал. Сейчас все тихо и спокойно, я никого не раздражаю. Стараюсь «не борзеть», не создавать аварийных ситуаций. Все маневры совершаю плавно и осторожно. Главное правило – «без резких движений».
- Узнают ли вас за рулем?
- Нет, не узнают. Я же без шляпы. И без контрабаса. Вообще, мне нравится сливаться с толпой.
- Расскажите про свой автопарк: какие были машины, почему вы выбирали именно эти модели?
- Была старая «Мазда 323», хэтчбек. Потом купил новую такую же. «Мазда-3», черный хэтчбек, чтобы контрабас возить, театральные декорации, ну и доски там всякие, в нее все помещается, очень удобно. У меня несколько контрабасов. Два - в Москве, два - в Питере, один - в ремонте. Контрабас – это мой инструмент, мой конь. Я на нем езжу, хотя и таскаю его сам… А что касается машин, то было время, когда каждый день решал, на какой из машин сегодня ехать. Мне больше нравятся машины постарее, я их лучше чувствую. Обороты двигателя, вибрацию, запах. А новые... сидишь в тишине, как в аквариуме, ничего не понимаешь, что в машине происходит, даже двигателя не слышно. Иногда даже не понять, заведена машина или нет. Никакого удовольствия не испытываешь.
- А следующего стального коня уже присмотрели?
- Машины меняю редко. Особо нет времени. Когда начнет ломаться, тогда задумываюсь о новой. Думаю, возьму такую же, только новой серии.
- У вас есть машина мечты?
- Да, «БМВ» 1-й серии, черный хэтчбек, «Мерседес Гелендваген» и наша «буханка» (УАЗ-452). С какой-нибудь угрожающей надписью типа «ЛАБОРАТОРИЯ». Но не уверен, что все мечты должны сбываться.
- Вашему сценическому имиджу очень походят старые автомобили 1980 - 1990-х…
- Абсолютная правда, но они часто ломаются. Это означает, что машина, хоть она и красивая, будет просто стоять во дворе, вряд ли я стану всерьез заниматься ремонтом, это очень запарно. Тем более при моей гастрольно-кочевой жизни. Я через это уже прошел со своей старой «Маздой», когда бесконечно что-то ремонтировал, и больше заниматься этим не рвусь. Жаль, что у современных автомобилей такой дизайн убогий. Не машины, а космические корабли в виде мыльниц. Но зато они почти не ломаются.
- Можно ли сказать, что машина - ваш друг, или же это все-таки средство передвижения? Может быть, вы ее называете каким-то ласковым именем…
- Называю ее «Маздушка». Вообще, я спокойно к машинам отношусь, считаю удобной штукой, нужной зимой и в плохую погоду. Не страшно выходить на улицу, когда там ждет тебя твой автомобиль.
- Как пережили две снежные зимы? Сугробы, гололед, не проехать… Может быть, взяли водителя?
- Тяжелые были эти две зимы, что тут скажешь. Но я в основном ездил по городу, крепко не влипал. Лопата всегда была со мной. Тем не менее о водителе не может быть и речи. Что он умеет такого, чего не умею я?
- Происходили ли с вами курьезные случаи за рулем?
- Помню, весной гнал по КАД, держался в потоке. Ветер сдувал остатки льда с крыши машины, эдакий катарсис. Классные ощущения! Мне захотелось открыть верхний люк - почувствовать весну, я нажал кнопку открытия, и тут… За шиворот посыпались ледышки. Ничего предпринять невозможно, ведь я пристегнут ремнями безопасности, не увернуться… Пришлось просто покричать от неожиданности и безысходности, да и все. Что я мог сделать в этот момент? Ничего. Видел бы меня кто-то со стороны, думаю, посмеялся бы от души.
- Случались ли с вами ДТП?
- В моей жизни было три ДТП. Каждый раз по 2 - 3 элемента. Все они обошлись без жертв. В двух случаях из трех я признан невиновным. Один раз – оштрафован за несоблюдение дистанции.
- А как вы, блюзмен, насчет алкоголя?
- Многие так считают, что мы конченые алкоголики. Но это отчасти неправда. (Смеется.) Перед концертом мы позволяем себе выпить по 50 граммов коньяка или виски. Не больше. Но это только перед выходом на сцену, для куража. И вообще я решил, что пора кончать с периодом саморазрушения и надо начинать понемножку заниматься самосозиданием. Зарядка, гантели, велосипедные прогулки…
- Какие у вас отношения с ГИБДД? Недавно в интервью «Водителю Петербурга» оперный певец Василий Герелло назвал гаишников «классными ребятами». Согласны ли вы с такой трактовкой?
- С точки зрения театра, гаишники действительно великолепные актеры. Их задача - как можно убедительней расписать самые крутые козни, которые тебя ожидают в будущем. Я немного знаком с субординацией в этой цепи. Те, кого видим мы, – низшая часть коррупционной пирамиды, но я их понимаю, у них нет выбора. Вывод один: надо реформировать всю систему.
- Пробки на дорогах. Что с ними делать? Как бороться?
- Перед концертом я обычно распеваюсь в пробках. Включаю джаз и пою скет. Так что время проходит с пользой. Главное - не забывать закрывать окна, а то люди думают, что за рулем какой-то псих в коматозе.
- Вы любите путешествовать на машине?
- Никуда далеко я не ездил. Пару раз в году разве что. В основном на рыбалку, в Карелию или на Селигер.
- Петербургские дороги. Они становятся лучше?
- Когда еду по плохой дороге, то всегда думаю, что это все равно лучше, чем если бы была, скажем, грунтовая дорога. Пока не стучит подвеска, я не сильно обращаю внимание на неровности дороги. И всегда соизмеряю скорость авто со скоростью передвижения пешком. Вот объективный показатель. Если скорость передвижения на автомобиле равна или меньше скорости движения пешехода, то смысл в автомобиле исчезает.
- Говорят, что вы не только автомобилист, но еще и заядлый велосипедист… Весной и летом это особенно актуально и полезно для здоровья. Дайте пару советов велолюбителям!
- Самое главное - не бойтесь, что велосипед украдут. Паркуйтесь на самых видных местах и купите крепкий замок. Ездите больше и про себя отмечайте, насколько вы опережаете автомобили в пробке.
- Как вообще живется велосипедистам в Петербурге? У нас же ничего не приспособлено для этого, нет велосипедных дорожек, турникетов для хранения велосипеда. Хотя правительство говорит о том, что велосипедистов нужно всячески поддерживать…
- В Питере климат не предназначен для поездок на велосипеде, у нас же холодно больше полугода, поэтому на велосипед остается 3 - 4 месяца. Хотя замечательный питерский актер Сергей Дрейден ездит все семь месяцев. Уважаю его за это.
- В сознании автомобилистов велосипедист - это что-то страшное и, самое главное, плохо мыслящее существо. Может свернуть не туда, броситься под колеса, выехать на проезжую часть...
- Мне кажется, что среди любой категории людей есть идиоты. Надо стараться избегать того, что в логике называется ошибками преждевременных обобщений.
- У меня есть друг, взрослый и состоявшийся человек, который до поры до времени ездил по городу только на велосипеде. Но несколько лет назад он сказал: «Больше никакого велосипеда. Ездить просто невозможно. Меня точно угробят эти машины!»
- Нужна прямая агитация по радио в часы пик. Например, после информации о пробках что-то типа: «Пересаживайтесь на велосипеды, и пробок не будет!» Ну и турникеты для парковки велосипедов нужно устанавливать повсеместно. А то к водосточным трубам привязывать велосипед не всегда удобно.
- Отдельный разговор про самокат. В сознании обывателя это сейчас, скорее, что-то экстремальное. Вы, наверное, умеете прыгать, делать всякие флиппы, олле? Или же это просто забава?
- Самокат идеален для бизнес-людей и курьерской работы. Поездки по банкам, конторам и так далее. В Нью-Йорке все “биржевые зайцы” гоняют на самокатах. И в аэропортах гоняют многие работники. Это отлично экономит время. Обидно, что русский человек обременен типичными комплексами: «Как я в шубе поеду на самокате? Что я, дура что ли?» Ну а пара недель езды на самокате научит любого прыгать через бордюры и открытые люки.
- Не секрет, что на ваше творчество повлиял Том Уэйтс. Наверняка, вы читали его интервью для Esquire и Gq, где он через каждое слово говорит про машины...
- Легко говорить о машинах, если имеешь возможность припарковаться прямо у входа у дома или кафе. Вся одноэтажная Америка ездит только на автомобилях. Там даже поездов практически нет. Это особенности развития их цивилизации. Том Уэйтс ведь не живет в мегаполисе, а для пригородной местности машина действительно необходима.
- Отражена ли в вашем творчестве автомобильная тема?
- Да, к примеру, в песне «32 рубля» запечатлен полный расклад погони: «Вокруг уже мелькают чужие города, но я тебя поймаю, ты мне скажешь «да». Пробитый глушитель, в баке ниже нуля – по ходу, я попал, и все из-за тебя».
- На чем ездят остальные участники группы Billi’s Band? Кто из вас самый авторитетный автомобилист?
- Андрей Рыжик (гитарист группы. – Прим. авт.), потому что у него большой стаж вождения. Он знает все окольные пути в Питере и окрестностях, поэтому он безоговорочный авторитет. Ездит он на оранжевом «Цивике»-хэтчбеке.
- Какую музыку вы слушаете за рулем?
- Я слушаю в основном радио, где нет музыки. Хотя нет... В пробках люблю врубить на максимум 5-ю или 6-ю симфонии Чайковского. Чтобы вокруг все содрогалось от безумных симфонических вибраций. Воодушевляет и утешает одновременно!