Новый законопроект, касающийся технического осмотра автомобилей, до сих пор не прошел второе чтение. Депутаты государственной думы переносят рассмотрение документа уже второй раз, а пока эксперты высказывают свое мнение по поводу нововведений. Сначала заседание по этому поводу планировалось на 13 мая, а затем было перенесено на 20 мая. Однако и в этот день документ не обсуждали.
Нервную ноту в этот и без того сумбурный процесс внес президент РФ Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы журналистов в Сколково 18 мая. Конечно, его не могли не спросить о такой "горячей" теме. Медведев еще раз подчеркнул, что процедура должна быть необременительной и озвучил предложение, что ГТО стоило бы не только вывести из-под милицейского крыла, но еще и объединить его с ОСАГО, чтобы водитель получал заветный талончик вместе с полисом. Такое положение присутствует в документе, подготовленном ко второму чтению, о чем в тот же день сообщил глава Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев на брифинге в Госдуме, уточнив, что на рассмотрение будет представлен не старый документ с доработками, а абсолютно новый.
«Непонятно что они изобретают, – удивляется Александр Холодов, вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов. – Первый текст был основан на саморегулирующихся организациях, а сейчас решено совместить ГТО с ОСАГО. Что получится в итоге – неизвестно».
«Для меня стало полной неожиданностью заявление Дмитрия Анатольевича Медведева, в котором он предложил возложить регулирующие функции на страховщиков, – заявил Александр Бурков, депутат Госдумы РФ, один из авторов законопроекта. – Мы хотели передать ГТО независимым саморегулирующимся компаниям. Если контролировать деятельность станций будут страховщики, то это приведет к удорожанию всей процедуры».
Но каким же образом страховщики будут контролировать техническое состояние автомобилей? Планируется, что за автомобилями будут следить компании, получившие аккредитацию, а также имеющие сертифицированное оборудование и специалистов.
Если вместе с договором ОСАГО водитель будет получать талон техосмотра, какой смысл дублировать допуски на дорогу? Ни без полиса, ни без талончика ездить по дорогам нельзя, поэтому можно было бы объединить эти два документа. Например, отменить полис как бумажку и оставить талон ГТО. Либо наоборот. Но и здесь возникают вопросы.
«Российский Союз Автостраховщиков показал свою несостоятельность в защите бланков ОСАГО, когда «утерянные» полисы продавали мошенники и водители оставались без защиты в сложной ситуации. А теперь в РСА собираются отдать еще и талоны ГТО», – иронизирует Александр Холодов.
«Это логично, – констатирует Александр Исаев, страховой брокер, гендиректор компании «Бюро страхового сервиса». – В моем понимании предложение о совмещении ГТО и ОСАГО можно интерпретировать следующим образом: водители смогут получить полис ОСАГО только после получения талона техосмотра. Жестко связывать их нельзя, ведь страхование – это финансовая услуга, а ГТО – техническая процедура».
Вместе с этими нововведениями в переработанном документе планируется передать проведение технического осмотра автомобилей частным компаниям и вывести всю процедуру из под крыла МВД. Как заявил Виктор Пичугин, начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в нашем городе это не нужно.
«Из примерно 2,3 млн. зарегистрированных в городе машин, в 2011 году подлежит осмотру 1,85 млн. автомобилей. Всего в Петербурге и Ленобласти действует 139 легковых и грузовых линий, а загрузка колеблется от средних 43% до пиковых 75-80% в период с апреля по май. В любом случае 100% загрузки у нас нет». – уточнил Виктор Пичугин.
При этом все баталии по поводу проведения технического осмотра, по заявлению экспертов не имеют никакой практической пользы для рядового водителя. Как уточнил Александр Холодов, при любой аварии на дороге виноват будет водитель, потому что доказать вину станции, где было проведено ГТО, почти невозможно.
А если учесть, что трассологическая экспертиза после ДТП проводится лишь в случаях смерти пострадавших или при достаточных основаниях полагать, что имела место техническая неисправность, становится понятно – неисправные машины приносят на порядок меньше вреда, чем нарушение ПДД или нетрезвое состояние водителя.
Такого же мнения и рядовые петербуржцы: «Я считаю, что за состояние машины должен нести ответственность водитель. Ситуация должна быть аналогична пьянству за рулем – если есть техническая неисправность, то наказание должно быть более суровым», – поделился читатель Алексей.
Более подробную информацию о новом документе мы узнаем позже. Как рассказал 19 мая журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, второе чтение законопроекта перенесено на неопределенный срок. Позже представитель комитета Госдумы по транспорту Ксения Костина уточнила возможную дату – 31 мая 2011 года.