Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

07:25 22.01.2020

Особое мнение / Андрей Заостровцев

все авторы
16.05.2011 09:44

Премьер-дозаправщик

Россия дожила до дефицита. Дефицита того, чего у нее самой завались. Бензина. Правда, его еще изготовить из сырой нефти надо, но тем не менее... Этой нефти-то больше всех в мире экспортируем. Самих саудовцев обгоняем. И тут такой провал!

Россия дожила до дефицита. Дефицита того, чего у нее самой - завались. Бензина. Правда, его еще изготовить из сырой нефти надо, но - тем не менее... Этой нефти-то больше всех в мире экспортируем. Самих саудовцев обгоняем. И тут такой провал!

Читал предпраздничные бензиновые репортажи. «Путин обвинил нефтяные компании в сговоре, который и вызвал рост цен на бензин» - гласил заголовок на одном из популярнейших интернет-сайтов. Этим обвинением наш энергетический король Владимир Путин ответил вице-королю по энергетике Игорю Сечину на его реплику о том, что «в результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах растет цена».

Что ж, теория «заговора» - это наше, родное. От дела Промпартии до врачей-вредителей. Странно, что «несогласных» не вспомнили. А то как складно прозвучало бы на весь мир: «Немцов залил бак, канистру и нагадил премьер-министру»!

Теорией заговора жадных ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний) вроде бы народ удовлетворился, однако ведь всегда может появиться тот, кто задаст элементарный вопрос: а чего этого самого дефицита ранее не случалось? Даже тогда, когда, по версии Хамовнического суда, Михаил Ходорковский всю нефть ЮКОСа воровал. И ведь надо же: всю нефть крал, а бензин был! А тут тебе ни злодея, ни бензина. Как народу такое объяснишь?

Дефицит – это «формула добра» от государства

Время от времени государством овладевает мания приносить добро людям. Давать им больше, чем имеется. Вот тогда и случается этот самый дефицит, или, как писал еще в 1926 г. замечательный российский экономист Виктор Новожилов, «недостаток товаров».

Добро, которое, естественно, у нас всегда с кулаками, олицетворял Владимир Путин (ну а кто же еще у нас имеет право на роль победителя всех драконов?). Путин пугал. Начал он это еще почти год назад – тогда на нефтяные компании была спущена ФАС, которая в 2010 году под руководством бывшего «яблочника» Игоря Артемьева играла роль бывшего «железного наркома» товарища Ежова: искала заговоры (картельные), выписывала многомиллиардные штрафы под предлогом их обнаружения. Компании от новоявленного «Ежова» ёжились, но не больно рыпались, поскольку прекрасно знали того единственного, кто разыгрывает эту политическую карту.

В феврале этот единственный опять потребовал понизить цены на бензин, хотя почти никакого их роста не наблюдалось. Даже в апреле 2011 года по отношению к декабрю 2010-го они были выше на 2,5 % (для сравнения: за этот же период цены на продовольственные товары увеличились на 5,5 %). А реально, с учетом инфляции, бензин стал дешевле, так как индекс потребительских цен с начала года подрос на 4,3 %.

Так и жили бы поставщики бензина под строгим взглядом Путина и его грозных органов (включая прокуратуру), но арабские события ввели их в искушение. Цены на бензин на мировых рынках рванули вверх, за ними рванул и российский экспорт. В марте его было вывезено примерно в 4 раза больше, чем в феврале. Заметно возрос и экспорт дизельного топлива. При этом общее их производство не увеличилось, а даже несколько снизилось.

Это нормально. Задайте себе такой вопрос: а как бы вы поступили на месте руководителей поставщиков? Продолжали бы проявлять благородство и снабжать в прежних объемах внутренний рынок, где госрегулирование делало работу все менее и менее привлекательной? Или поставлять товар туда, где он в 1,5, а и то в 2 раза дороже? Бизнес для того и существует, чтобы получать прибыль. Она – показатель его права на жизнь.

Конечно, свободное ценообразование сбалансировало бы положение на внутреннем рынке. Однако над ним все ниже нависала тень того, кто «творит добро». И тогда возникла закономерная ситуация: дефицит. Пора было снова доставать знаменитую книгу венгерского экономиста Яноша Корнаи с таким же названием.

Однако «врагу не сдается наш гордый “Варяг”». И “Варяг” (вопреки сюжету песни) не пошел на дно, а пошел громить врагов (народа, разумеется). Те самые ВИНКи, которые сам и создавал.

Тяжелая ему досталась доля

С одной стороны, бензин бюджет пополняет. Вот только что с этого года акциз повысили. Не отменять же. Доля налогов и акцизов в цене топлива - 60 %. А за бюджетными доходами в очереди стоят не только представители ведущего российского предприятия под названием «Распил», но и бюджетники с пенсионерами. Последним все время чего-то подкидывается, первым – пока только обещается, но тем не менее. Выборы ведь грядут, и чтобы сидящему на бюджетных деньгах народу было легче сыграть сцену из «Бориса Годунова», нужно ему этих самых денег чуток подкинуть.

С другой стороны - автомобилисты. Эти еще хуже. Как зашкалит литр за 30 руб., так не известно, чего от них ждать. А тут праздники, поездки на дачу, за границу и все прочие удовольствия прочно севшего за руль народа. И не дай бог, увидят на заправке табличку «бензина нет»!

Герою в такой ситуации пришлось выйти на сцену и разрубить гордиев узел. Экспортную пошлину – резко вверх, в мае экспорт приостановить (за что допускается некоторое повышение цен на внутреннем рынке), переход на «Евро-3» - отложить, а посевную обеспечить топливом по льготным ценам в полном объеме (представляете, например, Барака Обаму, распределяющего топливо среди фермеров?). Ну и, конечно, ФАСу с прокуратурой следить и отслеживать. О заговорах отчитаться. А затем и наказать.

Писать об экономической нелепости всех этих мер? О том, что такая «рулежка» рынком (а если уж быть точным, то издевательство над ним) даже ВИНКи может до добра не довести? Что государство и его чиновничество, неформально участвующее в их доходах, и есть главный источник монополизма? У нас ведь и на какой-нибудь захудалый овощной рынок без государственного крышевания не выйдешь, что уж там о нефтепродуктах говорить!

Однако не зря сказано: плохая экономика – хорошая политика. В итоге что поимели? Злодеев-нефтяников - раз. Сливной бачок гнева народного. Спасителя - два. Он нам и дефицит за раз устранил, и негодяев наказал, и ценам разгуляться не позволил, да и бензина буржуинам не дал.

И стали было наши люди между праздниками про призрак бензинового кризиса забывать, как получили третье - и самое главное. Накануне Дня Победы давший нам бензин Народный фронт провозгласил. Через головы бояр-единороссов – прямо к массам (роль которых, как всегда, поручена проверенным организациям).

Посыл ясен: кто не со мной – тот не народ (ибо народ – это я, а я – это народ), он  враг за линией фронта. Я же – на галеры. Только не грести, а рулить. В общем, наш премьер явно пошел на дозаправку. Интересно, хватит ли заливаемого в него топлива до 2024 года? Или раньше по дороге случится «бензиновый кризис»?

Андрей Заостровцев, "Фонтанка.ру"