Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

04:48 21.01.2020

Олег Ашихмин: Я умышленно заявил о топливе

Президент нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин одним из первых неделю назад заговорил о возможном дефиците бензина. Сейчас этот вопрос находится на контроле руководства страны. В интервью «Фонтанке» Олег Борисович не только объясняет причины топливного кризиса, но и предлагает пути его решения.

Олег Ашихмин: Я умышленно заявил о топливе

avante.su

Президент нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин одним из первых неделю назад заговорил о возможном дефиците бензина. Сейчас этот вопрос находится на контроле руководства страны. В интервью «Фонтанке» Олег Борисович не только объясняет причины топливного кризиса, но и предлагает пути его решения.

- Главный вопрос – есть ли дефицит топлива в Петербурге?

- Если на протяжении 10 лет автомобилисты на автозаправочных станциях заправляются без каких-либо ограничений, какие имели место быть, например, в 1998 году во время топливного кризиса, это не значит, что дефицита нет в отрасли. Прежде всего, на оптовом уровне.

Сейчас острейший дефицит 80-го бензина. Для массового потребителя он не заметен, поскольку им заправляется, в основном, автотранспорт муниципальных организаций – пожарной охраны, некоторых предприятий здравоохранения. Но для них это трагедия! Проблема в том, что вступили в действие изменения в Технический регламент об автомобильном топливе, запрещающие со 2 сентября реализацию на АЗС 80-го бензина. Многие транспортные компании оказались к этому не готовы. Уже сейчас нефтяные компании резко ограничили выпуск этого бензина. Соответственно, на оптовом рынке выросли цены на данный вид топлива, так, что он стал стоить существенно дороже 92-го бензина. Даже при таком уровне цен транспортные компании готовы покупать бензин, но его нет. Что делать муниципальным предприятиям? До сентября искать любые пути приобретения 80-го бензина. И в течение 3-4 месяцев обновить транспорт, либо его придется поставить «на прикол». Это разве не дефицит? И мне нравятся руководители нашего города, которые этой проблемы просто не замечают. Либо не хотят замечать.


Аналогичное заявление я сделал и по поводу остальных видов топлива. И сделал это умышленно, чтобы не допустить ситуацию, аналогичную той, которая произошла у моих коллег на Алтае, Сахалине и еще в ряде регионов. А ситуация на конец апреля выглядела так, что планы по отгрузке топлива на Петербург, в условиях ограниченного предложения, ни одна нефтяная компания не озвучивала. Соответственно, ни один розничный оператор, кроме дочерних структур нескольких крупных нефтяных компаний, не знал - получат топливо на май или нет. И по каким ценам. Мы с моими коллегами из регионов собрались в антимонопольном управлении в Москве у Артемьева (руководитель Федеральной антимонопольной службы России - прим. авт.) и объяснили свою позицию. Реакция последовала незамедлительно. Были разосланы информационные письма в Ростехнадзор, налоговые органы, Министерство энергетики, а также пресс-релизы в СМИ и письмо Владимиру Путину. Дальше ситуацию вы знаете. Уже возбуждено 8 административных и уголовных дел по факту преднамеренного бойкота, а в ряде нефтяных компаний руководители подразделений лишились своих рабочих мест. Но главный результат, что нефтяные компании стали предлагать топливо на свободном рынке.

- То есть сейчас проблема решена?

- Ситуация, кроме бензина а-80, более-менее решена с наличием топлива, но не с его ценой. А цена на рынке существенно выросла, примерно на 2-4 рубля за литр. Я говорю об опте.

- В чем причины?

- Сложившейся ситуации? Их много, и они системны. Давайте вернемся на 4-5 месяцев назад. Рост акцизов по дизельному топливу примерно на 50%, бензинов – на 30%. На ценах АЗС это практически не отразилось. Но в преддверии весенней посевной кампании, открытия экспортных каналов транспортировки (морем), сезонного роста спроса и других факторов председатель правительства в начале февраля делает заявление о необходимости снижения цен на топливо. На мой взгляд, речь шла, прежде всего, о ценах на дизельное топливо, чтобы сдержать их перед посевной. Но две нефтяные компании, не буду их называть, они и так на слуху сейчас, использовали ситуацию и резко на 3-5 рублей снизили розничные цены на все виды нефтепродуктов на своих АЗС. В то же время оптовые цены для сторонних покупателей оставили на прежнем уровне, а по факту их подняли на бирже примерно на 2 000 рублей с тонны относительно прямых договоров. Да еще и стали под любыми предлогами придерживать отгрузки.

- Почему?

- Причины три. Первая – это высокая привлекательность экспорта. Мировые цены находятся на предельно высоком уровне, а весной открылись экспортные транзитные возможности, прежде всего, бункеровка. Вторая – постановка заводов на профилактические работы. Ну и третья причина самая интересная. Дело в том, что эти нефтяные компании активно развивают собственную розницу. А лучший способ ее развить – настроить АЗС (на деньги налогоплательщиков), потом спровоцировать дефицит у других операторов, в том числе за счет снижения поставок топлива по прямым договорам, прикрываясь решением ФАС о продаже 15% объема через биржу, устроить демпинг и забрать клиентов. Для них важен только оборот, а не доходность АЗС. Таким образом, эти компании существенно увеличили собственный оборот, получив минусовой баланс, то есть убыток. Приведу лишь некоторые цифры. Цена для корпоративных клиентов этих компаний была на уровне 21,00-21,50 руб. за литр, а закупка – 23 300-23 500 руб. за тонну. Если перемножить на коэффициент плотности и добавить себестоимость розлива литра топлива, получатся прямые убытки. Либо имеет место трансфертное ценообразование, то есть неравные конкурентные условия.


В результате февральское распоряжение Путина о снижении цен независимая розница выполнить просто не смогла из-за не сниженных, а в ряде случаев и повышенных оптовых цен. Далее сезонные факторы спровоцировали спрос и, как следствие, дефицит. Часть розничных операторов из-за высоких закупочных цен и дефицита была вынуждена прекратить отпуск нефтепродуктов на АЗС.

- Чего ждать автомобилистам?

- После завоевания рынка непременно идет повышение цен. Ни одного иного случая в истории экономики нет. Как только ты близок к монополии, сразу получается желание заработать максимальное количество денег. И автомобилисты в данной ситуации будут бессильны. Есть и второй минус. Будут ли нефтяные компании платить налоги с убытков? То есть получилась интересная схема. Они вложили деньги налогоплательщиков, но поскольку в деятельности убытки, то и налоги вроде как платить не с чего.

Продажа нефтепродуктов в розницу через АЗС никогда не была сверхрентабельной – только в определенные периоды времени. Примерно 50% времени в году розница деньги зарабатывает, а 50% - проедает. Уровень рентабельности на этапе «оптовая закупка топлива – реализация через АЗС» находится в среднем на уровне 7-12%, если по госконтрактам, то 3-6%. А сейчас розница получает примерно 4 рубля на литре убытков по всем видам бензинов. И вот это как раз удел топливных операторов, то есть владельцев АЗС, коих в России тысячи. Вы можете это легко проверить. Цифры я приводил выше. «Лукойл», например, объявил о том, что готов передать все свои АЗС в частные руки. Такой эксперимент уже проводится в Петербурге, где несколько АЗС работают под брендом компании, находятся в ее собственности, но управляются частными лицами. Это говорит о том, что розница не привлекательна с позиции рентабельности, зато вызывает массу нареканий со стороны государственных органов.

Теперь экспортные пошлины подняли на 44%, то есть сделали экспорт не привлекательным. Это послужило толчком для насыщения внутреннего рынка. В то же время нефтяные компании обязаны выполнять взятые на себя обязательства по международным контрактам. То есть экспорт сократится, но не будет остановлен полностью. Выиграет, конечно, от этого только бюджет, который получит больше налогов от повышенных пошлин. Что же касается внутреннего рынка, то цены на опте продолжают расти. Причем очень стремительно. По сравнению с прошлым месяцем цена на свободном рынке выросла еще на 2-4 рубля. При условии, что цена в рознице поднялась менее чем на 1 рубль, это еще более усугубляет ситуацию и играет на руку все тем же компаниям, которые и спровоцировали дефицит на рынке.

- Как реагирует на ситуацию администрация Петербурга?

- У нас все в порядке. Мы поговорили с нефтяными компаниями, они сказали - дефицита нет. С кем кто поговорил, когда? И уж ни с теми ли, кто эту ситуацию и провоцирует? Примечательно, что в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, Татарии и прочих, нет даже человека в правительстве, кто курировал бы такую стратегическую отрасль как нефтепродуктообеспечение. Я уж не говорю о том, чтобы в ней разбирался. Например, мы уже несколько лет поднимаем проблему нелегальной торговли топливом в городе. С реализации ворованного топлива не платятся налоги, создается угроза жизни и здоровью людей, экологии, но нас просто не слышат. Потому что никому до этого нет дела.

- Вице-губернатор Михаил Осеевский заявил о том, что Вами лично стоит заняться правоохранительным органам.

- Вы знаете, даже без Михаила Эдуардовича за последние две недели на меня выходило столько различных ведомств, органов... Все хотят узнать ситуацию и отчитаться, что все в порядке. А когда узнают, почему-то предпочитают не делать ничего. Потому что -  ну как решать проблему с тем же 80-м бензином? Помочь купить новую технику. Или заставить отменить техрегламент? Правильно, решения у них нет. Или находится не в их компетенции. Что же касается правоохранительных органов, то мы связывались, разговаривали и, как мне кажется, мне удалось пояснить ситуацию. По крайней мере, я очень рад, что к теме нефтепродуктообеспечения удалось привлечь внимание даже на самом верхнем уровне. Пусть и таким странным образом.

- А что бы Вы лично сделали для стабилизации ситуации?

- До недавнего времени правительству Москвы принадлежал Московский НПЗ и целая сеть АЗС, которые обеспечивали стабильность московского топливного рынка. В Петербурге такая ситуация невозможна. Но нефтяные компании, прежде всего государственные, так хотят здесь работать. Им были обозначены правила игры – вы нам налоги и деньги на памятники, мы вам – места под АЗС. Вроде бы все правильно. Но почему бы не обозначить еще один, стратегически важный пункт, который работал еще в СССР? Если хотите работать в городе, обеспечьте его топливом. Минимальный объем с вас такой-то. Причем не только свои сети АЗС, но и свободный рынок. Посчитать его несложно. Другое дело, что информацией о том, сколько же городу нужно топлива, наше городское правительство не владеет.

Фонтанка.ру

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор