На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев заявил, что необходимо либо отменить технический осмотр автомобилей, либо сделать его беспроблемным для граждан. Среди предложений прозвучала возможность вывода всей процедуры из-под «крыла» МВД.
Видимо, лишь сейчас до главы государства дошла информация о том, что техосмотр в России проходят за деньги. Все, везде и постоянно. Нет, конечно же есть определенный процент автолюбителей, которые ездят на новых автомобилях и не имеют никаких причин платить лишние деньги за вожделенный талон. Однако большинство автомобилистов, владеющих автомобилями старше 3 - 5 лет, не задумываясь, платят взятки, чтобы получить необходимые документы. И даже такое нововведение, как обязательное фотографирование автомобиля на стенде при прохождении ГТО, не работает.
Стоимость всей процедуры складывается из двух частей: за саму процедуру осмотра владельцы легковых автомобилей должны заплатить 402 рубля 30 копеек, а госпошлина за талончик составляет 300 рублей. Цена для юридических лиц или для других типов автомобилей размещена на официальном сайте ГИБДД Санкт-Петербурга.
А теперь откроем тайну для официальных лиц: получить талон техосмотра на автомобиль, который по тем или иным причинам не пройдет проверку, стоит государственные 702 рубля + сумма в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Естественно, дополнительные деньги пойдут не в казну, а в карман, причем чей конкретно - зависит непосредственно от водителя и его дипломатических способностей.
При этом процедура выглядит следующим образом: автомобиль приезжает на станцию ГТО, заезжает в ворота и располагается таким образом, чтобы сотрудники могли произвести фотосъемку. Далее в зависимости от конкретного места и активности механиков общий осмотр либо проводится, либо нет.
Некоторые особо заботливые сотрудники станций ГТО выдают «блатным» автомобилистам распечатку, которая показывает все неисправности и недочеты. После этого, конечно же, водители все равно получают талончики.
Но и здесь бывают варианты: если с территории выезжает откровенное «ведро» или автомобиль, заведомо не способный пройти официально процедуру осмотра (например, серьезно подготовленные внедорожники с лифтом, металлическими бамперами, лебедками и большими колесами и т.п.), то талончик могут выдать на руки владельцу лишь на следующий день.
Бывают и совсем интересные схемы - некоторые автомобилисты вовсе не предоставляют автомобили для фотосъемки, а просто подъезжают за талончиком ближе к вечеру.
При такой организации сотрудник всегда сможет отчитаться перед бдительным начальством, что именно этот конкретный автомобиль ТО не прошел. А все даные в компьютер заносятся вечером, когда никто уже не стоит «над душой» и не может взять за руки нечестного инспектора.
Этот механизм отточен годами, однако в последнее время в связи с различными кадровыми перестановками в структуре МВД пройти ТО «по-левому» становится все сложнее и сложнее. Поэтому цена на такой вид услуги возрастает. На сколько - можно узнать лишь при личной беседе с конкретными людьми в погонах.
Помимо официального ГТО за 702 рубля и "левого" за 2 - 5 тысяч существуют еще и абсолютно легальные компании, предлагающие данные услуги на коммерческой основе. Так, например, стоимость прохождения техосмотра в таком учреждении Петербурга стоит 1500 - 2000 тысячи рублей + госпошлины. "Лишние" деньги автолюбители платят за диагностику автомобиля, а на самом деле за комфорт и скорость работы - от оформления документов до получения талончика, по сообщению официальных сайтов, уходит 30 - 40 минут.
Помимо всей процедуры интересны мнения автолюбителей и экспертов относительно будущего государственного технического осмотра как такового.
«К сожалению, сейчас ГТО стал скорее некой данью бюрократии, чем реальной проверкой технического состояния автомобиля. Учитывая то, что в Петербурге уже несколько лет машины фотографируют при прохождении ГТО, они хотя бы реально приезжают на станции, что позволяет обнаруживать угнанные автомобили и машины с явными внешними дефектами, - рассказал Александр Холодов, вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов. - Идеальный путь развития ГТО - это по принципу той же Германии, Финляндии и других европейских стран, где техническое состояние довольно-таки серьёзно проверяют и местный "талон ГТО" даже смотрят покупатели автомобиля, как информацию о машине. Но если идти строго по этому пути, то у автомобилистов резко вырастут затраты на содержания автомобиля, а большое количество автомобилей вообще никогда не смогут пройти ГТО. Так что нужны какие-то половинчатые меры, подходящие для нашей страны. А половинчатые меры, как обычно, не дают ожидаемых результатов».
Такого же мнения придерживаются и блогеры. Они обсуждают несколько принципиальных моментов, которые нужно решать на государственном уровне. Первый, и, пожалуй, самый важный, - уничтожение коррупции. До тех пор, пока водители могут купить телончик, они будут его покупать.
Отсюда следуют и другие выводы: саму систему нужно менять принципиально. Кто-то предлагает вывести ГТО из-под крыла МВД, другие предлагают передать полномочия по проверке автомобилей официальным сервисам. Последнее, кстати, вполне логично, потому что водители смогут сэкономить время и совместить плановое ТО с получением заветного талона.
Следующим предметом обсуждения в интернет-блогах стал вопрос об отвественности. Одна из мыслей, высказываемых на просторах интернет пространства, - это отменить вообще ГТО и переложить возможные последствия использования неисправного автомобиля на водителя.
Здесь стоит отметить, что после ДТП далеко не всегда проводится экспертиза состояния транспортного средства, поэтому возможную причину аварии могут и не найти. При этом ответственность никогда не перекладывается и на станцию ГТО, проводившую осмотр.
Еще одно предложение от автомобилистов - это передать технический осмотр в ведение страховых компаний. Мысль состоит в следующем: неисправные автомобили должны иметь повышающие коэффициенты ОСАГО и КАСКО. Следить за проверкой таких автомобилей, естественно, будет выгодно самим компаниям.
Подводя итоги, можно с прискорбием сообщить, что до тех пор, пока на самом верху не будет принято каких-либо кардинальных мер по данному вопросу, ситуация не изменится. Талоны будут покупать, а автомобили по улицам городов и дальше будут ездить «до победного конца».