"Водитель Петербурга" продолжает публикацию глав из книги вице-председателя Комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова "Правовая грамотность. Самоучитель для водителей". Сегодня речь пойдет о сотрудниках ГИБДД и отношениях между ними и водителями. Приобрести книгу можно в магазинах и на АЗС.
"Водитель Петербурга" продолжает публикацию глав из книги вице-председателя Комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова "Правовая грамотность. Самоучитель для водителей". Сегодня речь пойдет о сотрудниках ГИБДД и отношениях между ними и водителями.
Материалы для публикации предоставлены «БХВ-Петербург». Приобрести книгу можно в магазинах и на АЗС.
В этой главе я (Александр Холодов. - Прим. ред.) дам несколько советов о том, как вести себя с инспекторами ГИБДД, т. к. вопросы на эту тему я часто слышу от неопытных водителей. Но хочу предупредить: все, о чем говорится в этой главе, является моим личным опытом, возможно, не подходящим для вас, так что не воспринимайте эту главу слишком серьезно.
В психологии, скорее даже в психиатрии, существует термин «профессиональная деформация». Я считаю, что он применим и в повседневной жизни, хотя и в более мягкой форме. Профессиональной деформацией называется формирующее влияние работы на личность, причем представители некоторых профессий более других подвержены этой деформации, например, врачи часто в обыденной жизни оценивают людей по их «болячкам», а учителя очень громко говорят не только на уроке.
Сотрудники ГИБДД работают в сложных условиях, на них работа оказывает очень сильное воздействие, в результате чего и происходит некоторая профессиональная деформация. Некоторые подвержены ей в большей степени, другие в меньшей, но для нас главное — научиться понимать особенности их характера и использовать это в своих целях.
Что же происходит с сотрудниками ГИБДД? В коллективе, где они работают, практически нет равных, только старшие и младшие по званию, начальники и подчиненные (начальник отдела, командир взвода, и т. д.) и даже в патрульном автомобиле из двух сотрудников ГИБДД в одинаковом звании один является командиром экипажа (наряда).
Со временем они утрачивают способность общаться на равных, и для них все люди, в том числе и вы, либо начальники, либо подчиненные. Сразу начать командовать сотрудником ГИБДД у вас вряд ли получится, хотя байки про то, как кто-то успешно изображал больших начальников, периодически появляются в сети Интернет.
Не стремитесь к этому. Просто поставьте их на один уровень с вами. Начните с себя — общайтесь с инспектором так, как бы вы разговаривали с коллегой по работе, который стоит с вами на одной ступени карьерной лестницы, но при этом старше вас по возрасту — уважительно и обязательно на «вы».
Мысленно напоминайте себе: «Я — гражданин РФ, и сотрудник ГИБДД — гражданин РФ, я учился в школе, и он учился и т. д.», почти как Маугли: «Мы с тобой одной крови — ты и я». Если сотрудник ГИБДД уже в достаточно сильной степени подвержен профессиональной деформации, то разговаривать с вами ему будет некомфортно, поскольку это ощущение для него нестандартно — вы и не начальник, и не подчиненный.
Зачастую это приводит к тому, что общение с вами ему неприятно, и он хочет побыстрее его закончить, что, собственно говоря, водителю и нужно. Самая типичная ошибка водителей — обращение к сотруднику милиции «товарищ командир». Думаю, не надо объяснять, в качестве кого в этом случае он воспринимает водителя.
Во всех известных мне конфликтных ситуациях, когда сотрудники ГИБДД действовали явно с превышением своих полномочий, применяли физическую силу — во всех этих случаях водители позволяли себе такое же хамское и неуважительное отношение к сотруднику милиции. Поэтому главный совет: будьте вежливы.