18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
01:56 24.01.2019

Престиж театральных менеджеров поднимет премия

Комитет по культуре Санкт-Петербурга совместно с Советом директоров театров Санкт-Петербурга и городским отделением Союза театральных деятелей России учредил новую театральную премию для театральных менеджеров с рабочим названием «За сценой».

Престиж театральных менеджеров поднимет премия

Комитет по культуре Санкт-Петербурга совместно с Советом директоров театров Санкт-Петербурга и городским отделением Союза театральных деятелей России учредил новую театральную премию для театральных менеджеров с рабочим названием «За сценой».

Вообще Совет директоров театров города собирается регулярно, обсуждает насущные вопросы вроде проблемы привлечения зрителя. Но до сих пор их работа за пределы корпорации не выходила – никаких начинаний, о которых стоило бы знать граду и миру, названный совет не затевал. А вот теперь затеял – решил учредить премию для петербургских театральных менеджеров. И потому на очередное заседание, проходившее в Ольгино, пригласили журналистов. Ни про денежный эквивалент, ни про критерии определения лучших управленцев театрального закулисья речь пока не идет. Но цель премии учредителям понятна: директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб объявил, что премия «призвана стимулировать театральных менеджеров на более самоотверженную работу». Первая церемония намечена на 2012 год. Глава Комитета по культуре Антон Губанков, также приехавший в Ольгино, идею премии поддержал с энтузиазмом. «Нет сомнений, что это важно, – сказал он. – Главная городская театральная премия «Золотой софит» существует не без проблем, премия «Прорыв» работает для театральной молодежи. Инструментов и форм театрального поощрения не так много. Мы обсуждаем идею новой премии, название ее пока рабочее, "расширительное", и я не исключаю, что это будет единственная в своем роде премия в России».

Председатель Комитета по культуре Антон Губанков и директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб на презентации премии "За сценой"
Председатель Комитета по культуре Антон Губанков и директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб на презентации премии "За сценой"


Уже обозначены номинации новой премии. Награждать менеджеров будут за «лучшие продажи сезона» и за «лучший имидж и стиль» – имеется в виду качественная или необычная работа с персоналом: билетерами, работниками буфета или гардероба. В качестве образцово-показательного примера таковой директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб привел капельдинеров Александринского театра – высокорослых мужчин в смокингах и белых перчатках, что встречают и сопровождают публику до места. Правда, Сергей Григорьевич оговорился, что не знает, кто это придумал, а знал бы – непременно наградил. Ну так вот, сообщаем: александринские капельдинеры – одна из первых креатур Валерия Фокина на посту худрука Александринки. Однако вернемся к номинациям: Совет директоров будет выявлять также «лучшего менеджера по PR и связям с общественностью», и «лучшего менеджера проекта», и «лучшего менеджера по фандрайзингу», то есть человека, который умеет ловко находить различные источники финансирования – постановки, фестиваля, концерта или, скажем, гастролей. Наконец, предложена номинация «лучший дублер», которая должна привлечь внимание к работе заместителей директоров, число которых в последнее время ощутимо возросло: в штатах городских театров можно обнаружить замдиректоров «по репертуару и работе со зрителем», «по гастрольно-фестивальной деятельности», «по работе со СМИ» или даже «по любым вопросам». «Пока речь идет именно о менеджерах, – отметил Антон Губанков. – Но, возможно, стоит учредить премии и для других театральных цехов. Я здесь предвижу некоторые этические коллизии: дескать, придумали премию "для элиты" или "для себя". Как их избежать? Нужно решить принципиальный вопрос: вести ли речь исключительно о театральном менеджменте или расширить количество номинаций?»

Собирательный портрет театральных менеджеров Петербурга, с поднятой рукой - Александр Калинин, директор БТК, инициатор премии "За сценой"
Собирательный портрет театральных менеджеров Петербурга, с поднятой рукой - Александр Калинин, директор БТК, инициатор премии "За сценой"


Мнения в зале заседаний разделились, а страсти накалились. Александр Калинин, директор Большого театра кукол и один из инициаторов новой премии, заявил: «Премии "За сценой" нельзя впадать в крайности. Начальник театрального цеха – не творец. За что давать ему премию – за хранение костюма?» Сергей Шуб на это возразил: «Я работал завпостом в БДТ и помню, в каком был тогда наслаждении от культуры проведения спектакля. Сегодня это – наша общая головная боль. Истинные профессионалы уходят, их не удержать. Зарплаты бутафоров и осветителей мизерные. Им нужно поощрение». Заместитель директора театра «Приют комедианта» Алексей Смокотов, человек нового поколения, горячо поддержал г-на Шуба: «Любой монтировщик – а я освоил эту профессию в студенческие годы – предпочтет денежную премию любому официозу». Порешили, однако, что задачей новой награды должно быть поднятие престижа именно профессии менеджера. Александр Калинин с сожалением заметил, что у театроведов, режиссеров и артистов, входивших, как и он сам, в жюри молодежной театральной премии «Прорыв», «меньше всего интереса и энтузиазма вызывало обсуждение именно номинации "лучший менеджер", притом, что в наше время грамотные, активные и опытные театральные менеджеры – это те "сподвижники", без которых подлинный успех театрального дела попросту немыслим. Ведь именно менеджеры в театре "делают" посещаемость, "подпитывают" театр деньгами, ищут новые способы привлечения зрителя. Они – рыцари репертуара, они в ответе за качество и культуру проведения спектакля. У наших уважаемых "творцов" об этом очень мало знаний». Таким образом порешили, что задачей новой награды должно быть поднятие престижа именно профессии менеджера.

Евгения Мурахтанова, заместитель директора по репертуару и работе со зрителем Театра им. Ленсовета, номинант премии "Прорыв" в номинации "Лучший молодой менеджер"
Евгения Мурахтанова, заместитель директора по репертуару и работе со зрителем Театра им. Ленсовета, номинант премии "Прорыв" в номинации "Лучший молодой менеджер"


Но Алексей Смокотов поднял и другой важный вопрос: «Я не понимаю, чем премия "За сценой" как самостоятельная награда может быть интересна простому зрителю? Когда "Золотой софит" или "Золотая маска" называют, например, лучший спектакль сезона, публике ясно: стоит сходить и посмотреть. Но не пойдет же он знакомиться с лучшим менеджером, который удачно провел гастроли».

Александр Калинин уверен, что втискивать номинацию «лучший менеджер» в «Золотой софит» нельзя. Александр Платунов, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, поддержал коллегу: «Зритель должен знать, что театр складывается из разных профессий, но в "Софите" новая номинация, тем более несколько, затеряются». Закрыл дискуссию Антон Губанков: «Не стоит забывать, что у нас грядет переход на новые организационно-правовые формы культурных институций. В свете этих изменений статус профессии театрального менеджера будет расти, и нам с вами сегодня нужно правильно уловить эту тенденцию. Кроме того, само собрание истинных профессионалов на церемонии награждения такой премии, как "За сценой", дорогого стоит – это своего рода акт солидарности трудящихся в профессии. Предлагаю поэтому учредить и номинацию "За честь и достоинство" в сфере управления культурно-зрелищными мероприятиями».

Обсуждение новой премии для театральных менеджеров было живым и заинтересованным - а это хороший знак
Обсуждение новой премии для театральных менеджеров было живым и заинтересованным - а это хороший знак


Итак, можно констатировать факт: в Петербурге появилась новая премия, которая должна поддержать морально и материально представителей театральной профессии, роль которой в последние годы стала одной из основных. Но хочется надеяться, что учредители займутся не только поисками добросовестных, талантливых управленцев, но и формированием современной театрально-управленческой этики, ибо, как показывает практика, менеджеру в творческой сфере не менее, чем знание финансово-экономических законов, требуется понимание особенностей творческого процесса, умение вписаться в него, не нарушая тех трепетных художественных законов, которые в театре всегда останутся главными. В противном случае, директор может разрушить то, что призван оберегать, оснащать и продвигать.

Мария Кингисепп, Жанна Зарецкая,
Фонтанка.ру

Фотографии: Пресс-служба БТК/Галина Андреева.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор