Звезда сериалов «Улицы разбитых фонарей. Менты», «Опера. Хроники убойного отдела», «Литейный, 4», заслуженная артистка России Анастасия Мельникова в беседе с «Водителем Петербурга» призналась, что за рулем она с 12-ти лет, что белый «Мерседес CLS» для нее не роскошь, а рабочая лошадь, что больше всего на питерских дорогах актриса боится «диких» водителей маршруток и фур…
– Анастасия Рюриковна, какой у Вас водительский стаж?
– Я впервые села за руль в 12 лет…
– Я читал об этом, но не поверил. Как можно посадить за руль 12-летнюю девочку?
– Я ребенком была достаточно разумным, в мои 12 у меня было достаточно взрослое мышление и ответственность. Поскольку в семье рос младший брат, то я с детства всегда помогала маме. Она меня и посадила за руль. Естественно, за городом, попробовать. Я попробовала, и у меня неплохо получилось.
– Феноменально! А Вы посадите свою дочку за руль через несколько лет (сейчас Маше – 8. – Прим. авт.)?
– Нет, конечно. Маша – другая. Она более воздушно-возвышенная. Когда садится на машину на аттракционах, то спокойно выезжает на встречную полосу. Но ей пока восемь, посмотрим, что будет в двенадцать.
– Женщина за рулем – особая тема для анекдотов и баек… Интересно, а Вас раздражают женщины на дорогах?
– Меня – не раздражают. Я сама очень часто бываю пешеходом, и так же часто бываю за рулем. Хочу сказать, что количество безответственных придурочных мужчин за рулем гораздо больше, чем женщин! Кроме девочек 18-летних, которые купили права, а «Мерседесы» им подарили бойфренды – вот этих надо бояться, как огня. Потому, что они еще и нанюханные, наколотые, подшофе часто садятся за руль, и для них одно правило: «Где я еду, там и дорога». Но женщина, по сути своей, как мать, более осторожная. Она понимает, что ее жизнь ей не принадлежит, у нее дети, за которых она отвечает. У мужчин другая психология: «У меня жена дома, дети при ней». Мужчины гораздо наглей на дороге. Женщины чаще пропускают меня. Например, я перестраиваюсь и понимаю, что мне скоро нужно повернуть, а справа пробка, и в этой ситуации женщины чаще меня пропускают. Я всегда благодарю, говорю «спасибо» – мне такое отношение безумно нравится. Если я вижу, что человеку надо перестроиться, или кто-то выезжает – всегда пропущу. Мне очень нравится говорить «спасибо» другим водителям. Это появилось не так давно, а в норму вошло, по-моему, около года назад. И это приятно. Я вообще люблю вежливых водителей, и сама стараюсь помогать другим. Вот орет на меня кто-то: «Куда ты прёшь, посмотри!», а я открываю окно и с улыбкой, вежливо говорю: «Ну, простите меня, пожалуйста, мне действительно очень надо». И тогда начинают в ответ улыбаться, и весь мат исчезает, и вот меня уже с готовностью пропускают.
– Так люди же видят, что перед ними кинозвезда Мельникова!
– Возможно, и это срабатывает. Но если на мне шапочка, да еще очки, то узнать невозможно. Однако когда сидит девушка, и, улыбаясь, вежливо просит проехать – это сразу улучшает настроение. Кстати, я не люблю выпячивать, что, мол, я Мельникова, та самая, наоборот, стесняюсь сильно. Но если люди сами узнают, догадываются, проявляют знаки внимания, то с благодарностью принимаю. Меня до сих пор удивляет, что ко мне с такой любовью относятся и обычные люди, и люди в мундирах. Когда я вела на Первом канале передачу «Участок», то написали, что я стала лицом МВД, и для меня это был лучший комплимент. Это – та планка, к которой буду и дальше стремиться.
– Какой вы водитель?
– Честно скажу, была лихачкой до того момента, пока не родилась Маша. Очень любила скорость. Естественно, по городу никогда не гоняла, хотя, если набережная пустая, то могу разогнаться. Иногда, задумываюсь и не замечаю, что набираю скорость. Но в последние девять лет стала очень осторожно ездить, потому что моя жизнь мне не принадлежит – я нужна Маняше. Так что я аккуратный водитель, даже очень аккуратный.
-У Вас сейчас белый «Мерседес-CLS»… Шикарная машина!
-Такой дельфинчик. Шикарная, говорите? Знаете, все, что у меня есть – честно заработанное. Нет у меня спонсоров, меценатов, я никогда копейки не взяла, но последнее время мне все чаще приходится слышать, что я, мол, такая зарвавшаяся барынька, кичащаяся своим богатством. Вдруг стали такие нотки проскальзывать. Мне безумно обидно, но врать я не собираюсь – да, у меня есть эта машина, да, я на ней езжу. Никогда не кичилась ни своей машиной, ни своей квартирой, не педалировала эту тему, понимая, что кого-то это может раздражать, особенно после кризиса. Но, с другой стороны, мне совершенно нечего скрывать и стыдиться, потому что все заработано, как говорится, потом и кровью. Я работаю по 18-20 часов, в прошлом году у меня было 7 выходных за год, то есть тружусь и за женщину, и за мужчину.
– Радоваться надо, что такая женщина все тащит на себе. У вас же нет спонсора!
– Спасибо вам на добром слове! Я совершенно убеждена, что деньги и машину нужно брать только у мужа, и ни в каком другом случае. Ни кого не осуждаю, но жить надо по средствам. Сколько заработала – то себе и купила. И мне обидно, честно, обидно слышать необоснованные упреки... Да, у меня есть эта машина, но она не для красоты – это моя рабочая лошадь. Каждое утро я отвожу дочку в школу, и помню, что это действительно очень безопасная машина. Она практически не ломается, я прихожу раз в полгода на станцию, мне говорят: «Тысяча рублей – ТО, компьютер, все в порядке – делать ничего не надо!» Для меня это еще и экономичная машина – ведь у нее небольшой расход топлива. Поверьте, мне это важно, так как я постоянно за рулем, очень много езжу! Допустим, мы снимаем новый фильм в Пскове, и, конечно, еду туда на своей машине. Часто доезжаю до аэропорта, оставлю машину на стоянку, улетаю в Москву, вечером возвращаюсь, сажусь на машину и еду обратно домой.
В магазины успеваю только ночные, поэтому, когда гружу 10 килограммов сахара, 10 литров масла, 10 килограммов муки, нужна большая крепкая машина. За этими продуктами и крупами езжу раз в месяц, а за другими – раз в неделю. В начале недели еду в один из ночных магазинов, в середине недели – на рынок, чтобы у ребенка всегда была свежая еда. Для меня машина – не роскошь, а средство передвижения. Такая же рабочая лошадь, как я сама. Раз в месяц стараюсь ездить в Финляндию, у границы покупаю корм для своей собаки, она у меня старенькая. Когда точно такой же корм покупаю здесь, у моей собаки начинаются дикие проблемы с шерстью, с пищеварением, со всем… В общем, мне нужна хорошая, крепкая машина. У меня такой большой пробег, что сказать страшно – год назад купила, а уже запредельная цифра.
– Будь хорошая трасса – ездили бы до Москвы сами на своей машине, как это делает ваш партнер по фильме «Литейный, 4» Евгений Сидихин?
– Нет, мне тяжеловато. Я устаю так долго находиться за рулем. Женя Сидихин взрослый, сильный мужик. Я же устаю за рулем, я это время хочу поспать. И так сплю по четыре-пять часов, а я же зарабатываю лицом, а если еще и не спать, то лицо может «подкачать». Женщина не может не спать при моей профессии.
– Вы всегда тяготели к машинам белого цвета?
– Сначала у меня был черный «Мерседес», потом серый, а теперь белый. Знаете, у меня с детства была мечта – белая лошадь, белый рояль и белый «Мерседес». Да и у папочки моего была мечта о белом «Мерседесе». К сожалению, папа ушел из жизни уже 17 лет назад, и когда я покупала белый «Мерседес», то, конечно, вспоминала о папе: вот бы он порадовался! Еще года три назад, когда у меня были машины черного и серого цвета, белых «Мерседесов» практически не было, они считались невероятной редкостью, да и стоили намного дороже. Сейчас это считается вполне нормальным: хочешь белый, бери белый!
Первый «Мерседес» я покупала с трудом, влезая в огромные долги, потом выплачивала – поэтому, на что хватило, то и купила. Я его совершенно обожала. Только купив, поняла, почему мечтала именно о «Мерседесе» – как удобно и хорошо, когда ноги не устают с моими «ломанными» коленками, когда настолько правильно рассчитано расстояние сидения водителя. Ведь по 18 часов стоишь на каблуках, не присев, бегаешь – после чего невероятно болит спина, поэтому мне так важна удобная машина. А потом, простите меня, я столько работаю, что могу себе купить что-то удобное и хорошее, что мне нравится.
– Есть же пример замечательный – Людмила Марковна Гурченко, которая в своем новом фильме в 75 лет рассекает на своей же навороченной Audi. Она часто говорит, что если кто-то плюет вам вслед, значит вы уже впереди!
– Замечательная фраза! Полностью с ней согласна, поэтому мне приятнее радоваться за людей, которые чего-то достигли в своей жизни.
– Как Вы расстаетесь со своими старыми машинами, кому продаете? Вот певица Таисия Повалий рассказывала мне, что у нее есть такой поклонник, который ждет, не дождется, когда она решит продать свою машину, чтобы тут же купить ее…
– У меня такого поклонника нет. Всегда очень тяжело расстаюсь с машинами. Да и дочка моя так плакала, когда я продавала серую: «Мама, ну почему мы не можем ее оставить?» Но когда я продаю машину, это является основной суммой для приобретения следующей. Я мечтаю, чтобы финансы позволили мне купить джип и оставить мой «Мерседес», но пока такой возможности нет. И я звоню в салон, в Интернет даю объявления, по сервисам, по знакомым – продаю, как обычный человек.
– Вы даете своим машинам имена?
– Черный «Мерседес» называла Мурзиком, серый – Мурзилкой. Это потому что «Мерс» и Мурзик – созвучные имена. А новой машине дал имя Андрюша Федорцов (известный актер, ведущий ТВ-автопрограммы «Главная дорога» – прим. авт.): «Да она же чисто Муся». Она на дельфина похожа, такая женская машинка.
– У Вас в машине телевизор... Не мешает сосредоточиться?
– Выключается в тот момент, когда я трогаюсь. Даже если очень медленно двигаюсь в пробке – изображения нет. Работает только, когда машина стоит. Благодаря телевизору, я новости стала узнавать, для меня это хоть какая-то информация, дома я не успеваю смотреть. Только в салоне машины. Но при движении он четко не работает – автоматика! Немцы, они не дураки.
– Аудиокниги не слушаете в машине?
– Слушаю, и очень давно. Не очень люблю стихи, потому что у нас, кроме Басилашвили, Казакова, Юрского и Крючковой, я не слышала, чтобы хорошо читали стихи.
– У Вас автоматическая коробка передач?
– Я всегда кричала, что с автоматом – это не машина! Говорила, что чувствовать машину можно только с ручной коробкой передач, и когда у меня появилась первая машина-автомат, сказала брату: «Саня, какая я была глупая!» Я сейчас обожаю именно автомат. Коробку тоже уважаю, особенно, когда длинные дистанции, когда нужно совершать какие-то маневры, а вот по городу ездить, да еще так, как езжу я – автомат самое то!
– В фильмах Вы часто снимались за рулем?
– В «Ментах» и «Операх» – нет, а вот в «Литейном,4» очень часто. Причем, стараюсь сама трюки делать. Хотя в первом блоке «Литейного» был трюк, когда раздвигался мост, а я заезжаю на его, в последний момент перескакиваю мост – это, конечно, не я делала, потому что моя жизнь не принадлежит мне.
– Неужели не было соблазна попробовать, рискнуть, с Вашей-то любовью к скорости?
– Если бы я на это пошла, дала бы подписку и сделала! Но риск слишком велик, я ведь этому не училась – такой сложный трюк должен делать профессионал. Вот когда погоню снимали, то там я сама за рулем: все резкие развороты, гонки по дворам, то, что не представляет опасности для жизни… Но перелет через мост – это слишком.
– Ваша героиня из фильма «Бес», психолог, рассекает на красном «Крайслере»… Правда, что Вы пытались убедить режиссера поменять машину, но он был несговорчив?
– У режиссера, а он был еще и автором сценария, была своя точка зрения. И моя героиня ездит на красной машине, которая привлекает к себе внимание. Я же считаю, что красный цвет у психолога не может быть по определению. Психолог – это что-то более спокойное, другой характер. Мне было очень сложно почувствовать и передать характер героини. Если у нее такая машина, то должна быть и другая квартира, другие гонорары. Режиссер же категорически сказал – будет только эта машина! Что ж, моя работа воплотить в жизнь то, что придумал режиссер, но внутреннее противоречие все равно осталось.
– Вы не мечтаете о спорткаре?
– Спорткары не для меня, поскольку я большую часть жизни живу у мамы за городом, и когда еду на достаточно низкой машине по тамошней плохой дороге, и так приходится ехать медленно-медленно, чтобы свою мусечку-пусечку не поцарапать. Мне нужны машины повыше. Вот у моей невестки спортивный двухместный «Мерседесик CLK», такой же, какой был у Леши Нилова, который он недавно продал. Чудная машина, мы даже иногда меняемся: я невестке с братом даю свою, они мне свою. Но в их автомобиле меня не покидает ощущение, что еду, сидя на земле, и мне некомфортно.
– Может быть, Вам тогда нацелиться на джип?
– Я меня были такие мысли, но мама категорически «против». Знаете, что она говорит: «Настюша, подъезжает женщина к театру, в красивой шубе, и начинает вылезать из джипа – это так не эстетично». И мама права! Интеллигентная женщина должна ездить только на интеллигентной машине. Хотя из той же Финляндии удобней на дачу ездить на джипе, тем более, у меня большая собака, и каждый раз дикая проблема – как в светлом кожаном салоне Портосину перевезти…
– Вы отметили, что в Питере водители стали вежливей… Какие еще позитивные изменения в автомире Вы наблюдаете?
– Мыть машины стали чаще. Раньше было больше грязных, жутких автомобилей. Мне нравятся мойки, причем многие работают 24 часа. Я вошла в кафе, и через 20 минут получила идеально мытую и вытертую машину – это огромный шаг вперед. И вообще за своими машинами люди стали больше следить. Раньше ведь как было: пока «Жигули» не заглохнут посреди дороги, ни о каком ремонте не думаем. Как с врачами: пока плохо не станет, я в поликлинику не пойду. Сейчас у людей стала появляться культура быта и заботливого отношения к себе. Слава тебе Господи, мы стали профилактически ходить к врачам. Как дочь врачей, я вас призываю ходить чаще, многих можно спасти, вовремя обнаружив заболевание. Так же и с машиной! Если какая-то мельчайшая поломка обнаружена, не тяните с ремонтом: сейчас такие замечательные станции, мастера. Считаю, что за машиной должен следить один мастер, и у меня есть такой. Приятно, когда приезжаешь на станцию, и видишь, как бережно к ней относятся.
– Что Вам мешает, что раздражает на питерских дорогах?
– Пробки. Всем ясно, что эту ситуацию надо как-то решать, а она становится все хуже и хуже. Говорить о подземных паркингах сложно, потому что мы живем на болоте. Мне кажется, надо резко увеличить число высоких паркингов, что строятся в новых районах.
В Москве в определенные часы запрещен въезд грузового транспорта, и это абсолютно правильно. А в Питере я, стоя в пробке, оборачиваюсь и вижу вокруг себя пять огромных фур… А вы говорите о спорткаре! Да меня такая фура три раза чуть не переехала, потому что водитель меня просто не видит. Я ему ору, а он на полную катушку музыку врубил и по сторонам смотреть не удосуживается.
Городские маршрутки – просто караул. Когда водитель, увидев клиента, бросается через все ряды – это просто ужас! Непрофессиональные люди за рулем маршрутных такси, а также фуры в городе – для меня серьезные проблемы, которые надо решать. Такое количество аварий из-за них! Получается, что не важно, как ты водишь машину, потому что такое количество идиотов вокруг, что ты не знаешь – успеешь ли среагировать.
– Когда красивая девушка едет на рулем красивой машины, наверняка, находятся желающие познакомиться с ней… У Вас бывали романтические истории, которые начинались на дорогах?
– Если честно, я боюсь так знакомиться. И если кто-то проявляет внимание такого рода, то мило улыбаюсь и любезно пытаюсь уйти от этого разговора. Побаиваюсь знакомств на улицах, на дорогах. Хотя… Почему бы и нет (улыбается).