Проблема парковки в Петербурге актуальна как никогда. Гаражные кооперативы ликвидируются, платные стоянки далеко не всем по карману. Машину, конечно же, можно оставить во дворе, но мест порой для всех желающих не хватает, да и не все жильцы рады превращению двора в парковку. Различные конфликтные ситуации на этой почве не редкость. Как можно решить проблему цивилизованным способом, рассказал эксперт "Водителя Петербурга" Иван Матвеев.
Проблема парковки в Санкт-Петербурге актуальна как никогда. Гаражные кооперативы массово ликвидируются, платные стоянки далеко не всем по карману, у дома машину оставлять опасно — ее могут в любой момент эвакуировать или просто переставить неизвестно куда. Машину, конечно же, можно оставить во дворе, но мест порой для всех желающих не хватает, да и не все жильцы рады превращению двора в парковку. Различные конфликтные ситуации на этой почве не редкость. Методы «народной» борьбы всем известны: проткнуть шины, оставить царапины и т.д. Как можно решить проблему цивилизованным способом, рассказал наш эксперт Иван Матвеев.
Типичную историю поведала читательница «Водителя Петербурга». Один из жильцов оставляет свой автомобиль прямо у входа в подъезд. Проблема заключается не в том, что машина кому-нибудь мешает, а в том, что ее владелец считает это парковочное место своим на том основании, что ставил там автомобиль всегда и выгонял каждого, кто осмелился там припарковаться. Дело дошло до угроз и проткнутых шин. Осенью 2008 года жильцы, собрав подписи, обратилась к участковому милиционеру. Владелец «собственного парковочного места» был оштрафован, попросил не обращаться больше в милицию и отнестись к нему с пониманием. После этого он активно занялся общественной деятельностью, стал старшим по подъезду и, видимо, решил, что больше на него управы нет. Однажды кто-то случайно занял его парковочное место. Сосед, обнаружив это только поздно ночью, начал в ярости лупить по автомобилю, затем, не дождавшись пока сработает сигнализация, попытался «запереть» обидчика. Когда у него потребовали прекратить шум, ответом стали неоправданная грубость и угрозы. Жильцы дома побаиваются такого соседа и уже не верят,что можно что-то сделать.
Тем не менее действия автовладельца очевидно являются неправомерными, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ входит в состав общего имущества и принадлежит на основании права на общую долевую собственность всем собственникам помещений в доме, считает эксперт «Водителя Петербурга» Иван Матвеев.
Даже в том случае, когда земельный участок под домом не оформлен как объект гражданских прав и его кадастровый учет не проведен, давность использования части придомовой территории не наделяет какого-либо из жильцов привилегиями по отношению к соседям.
Приведенные в вопросе действия автовладельца могут образовать составы административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, в частности, статьями 7.1. (самовольное занятие земельного участка), 7.17. (уничтожение или повреждение чужого имущества), 12.30. (нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), 20.1. (мелкое хулиганство). В случае же, если в результате таких действий будет причинен значительный ущерб, для виновника может наступить уголовная ответственность по статье 330 Уголовного кодекса РФ за самоуправство.
Пострадавшим нужно обращаться в территориальные органы внутренних дел с целью фиксации фактов противоправных действий, разрешения вопроса о привлечении виновника к ответственности, а также самостоятельно осуществлять сбор доказательств в виде свидетельских показаний, видеозаписей с камер наблюдения, установленных на доме, фотографий повреждений. Помимо этого можно самостоятельно обратиться к мировому судье для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения по статье 130 УК РФ за оскорбление.
При наличии достаточного количества инициативных жильцов подобных конфликтных ситуаций можно избежать, определив на общем собрании единые правила пользования придомовой территории (ст.44 ЖК РФ). Уполномоченные Общим собранием лица в интересах всех собственников будут иметь возможность в судебном порядке требовать исполнения принятого решения, взыскания убытков, причиненных неправомерным поведением, а также обращаться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности.
Следует при этом отметить - для того, чтобы решение о правилах пользования земельным участком имело под собой законные основания, необходимо, земельный участок под домом был надлежащим образом оформить и поставить на кадастровый учет. Кроме того, само собрание должно быть проведено в строгом соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством, с тем, чтобы минимизировать возможность судебного оспаривания принятых решений отдельными жильцами.
Представляется также целесообразным привлечь для разрешения конфликтной ситуации специалистов в области права, которые помогут провести общее собрание, осуществить сбор имеющей значение для защиты прав жильцов информации, составить необходимые заявления.
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга законодательные поправки об установлении административной ответственности за незаконные парковки, в том числе за установку незаконных ограждений парковочных мест, находятся в стадии проработки. В январе этого года губернатор Валентина Матвиенко отказалась подписать изменения в городской закон об административных правонарушениях, предусматривавший введение штрафов за самовольную установку ограждений на дорогах, тротуарах и во дворах. Пока этот вопрос остается открытым.