18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
10:25 19.08.2018

Квадратный метр Невы за 3 копейки

В марте компании, занимающиеся перевозкой туристов по рекам и каналам Петербурга, традиционно готовятся к предстоящей навигации. Однако сейчас их заботит совсем другая проблема - аукционы по аренде... воды. Стартовая цена - от 17 копеек за квадратный метр, шаг – 3 копейки.

Квадратный метр Невы за 3 копейки

tanyaloza.ya.ru

В марте компании, занимающиеся перевозкой туристов по рекам и каналам Петербурга, традиционно готовятся к предстоящей навигации. Однако сейчас, судя по прошедшему недавно отчетному заседанию Ассоциации владельцев пассажирских судов, их заботит совсем другая проблема – аукционы водопользования. Ведь, заключив договор на аренду причала, они должны победить в аукционе по аренде... воды возле причала. Стартовая цена иногда составляет 17 копеек за квадратный метр, шаг аукциона – 3 копейки. А тянуться они могут неделями и месяцами.

Для того, чтобы начать работу на реках и каналах Петербурга, пассажирские компании заключают с комитетом по управлению государственным имуществом договор на аренду причала. А в этом документе, в свою очередь, указано, что для начала работы на линии им нужно заключить еще и договор водопользования с комитетом по природопользованию.

Что подразумевает под собой понятие «договор водопользования»? Согласно Водному кодексу РФ, внутренние воды страны находятся в собственности государства. Компания, которая планирует поставить на воде причал, должна заключить с государством договор водопользования: это не значит, что частное лицо купит воду возле причала и на прилегающей территории, где будут стоять суда, – она предоставляется ему в пользование, то есть арендуется.

Раньше, до принятия в 2006 году Водного кодекса, заключив с КУГИ договор на аренду причала, пассажирские компании просто приходили в комитет по природопользованию, где автоматически заключали и договор водопользования. Однако Водный кодекс обязал государственные органы в таких случаях проводить аукционы, и в 2007 году было принято отдельное постановление правительства РФ, регламентирующее проведение таких торгов. Правда, как объяснили «Фонтанке» в комитете по природопользованию Петербурга, значительное время ушло на разработку необходимого регламента, и поэтому первый аукцион прошел в Петербурге в конце 2009 года. И, как жалуются сами судовладельцы, сразу же продемонстрировал, что для нашего города этот механизм совершенно не подходит.

Все дело в ценах, установленных федеральным правительством: в настоящее время ставка за использование 1 кв. километра акватории рек Балтийского моря, в которую входит Нева и городские каналы, составляет 34 тысячи рублей в год. Но нужно подчеркнуть: речь идет именно о квадратном километре. Причалы и суда на петербургских реках занимают небольшую площадь, исчисляемую квадратными метрами.

В итоге, например, когда компания «Аква-экскурс» хотела заключить договор водопользования участка акватории Большой Невы вдоль Дворцовой набережной от Зимней канавки до Троицкого моста, то стартовая цена аукциона составила 1 рубль 9 копеек (площадь данной акватории была оценена в 320 кв.м.) Но это еще относительно «много»: компания «Альбатрос» участвовала в конкурсе на аренду участка в 27 кв.м. со стартовой ценой в... 17 копеек.

При этом все эти аукционы проходят так, как и положено подобным мероприятиям: комитет по природопользованию готовит кипу конкурсной документации, а компании вносят задаток – например, «Аква-ресурс» для участия должна была внести 27 копеек. Затем в назначенный в 10 утра в комитете собираются представители компании и члены конкурсной комиссии – и начинается аукцион. Если на него пришли только представители компании, заключившие с КУГИ договор на аренду причала, то комиссия, как и положено, принимает решение о подписании договора с единственным участником конкурса.

Однако, как рассказывают судовладельцы, проблемы с аукционами начались, когда для участия в них стали заявляться совершенно посторонние физические лица и компании. Так, летом 2010 года компания «Альбатрос» подписала с КУГИ договор на аренду 5 участков, а затем подала документы в комитет по природопользованию для проведения аукциона по водопользованию. Однако затем выяснилось, что, помимо «Альбатроса», свои заявки подали некие физические лица и компании, не связанные с водными пассажирскими перевозками. Например, в них приняла участие компания «Русский лен» и агентство «Ренессанс Недвижимость». По мнению генерального директора компании «Альбатрос» Аркадия Ильина, главная цель этих участников заключалась в том, чтобы, купив право на водопользование, затем договориться с его компанией, которая имеет право на аренду причала, о выплате некой арендной платы. К слову, на сайте агентства «Ренессанс Недвижимость», которое приняло участие в одном из аукционов, указано, что, помимо всего прочего, компания также занимается «переустановкой прав аренды».

Впрочем, в самом агентстве недвижимости «Фонтанке» рассказали, что в торгах принимала участие не сама компания, а физические лица – сотрудники компании. «У нас есть суда, которые мы могли бы поставить на этих участках», – объяснили в компании. О каких судах идет речь и откуда они появились в собственности агентства недвижимости, в компании не пояснили. А на вопрос, как бы они ставили на причал суда, не имея договора с КУГИ, там сказали, что, выиграв аукцион по водопользованию, решили бы эту проблему.

В любом случае, когда в аукционе появляется еще один участник, то должны проводиться настоящие торги. «В тендере со стартовой ценой в 17 копеек шаг аукциона составлял 3 копейки. И мы вот так весь день и торговались, поднимая цену на 3 копейки. Никто сдаваться не хотел, поэтому в следующий раз все опять повторялось, и так – дважды в неделю, с июня по август. А всего у нас было пять аукционов», – рассказывают в компании «Альбатрос».

При этом здесь подчеркивают, что проиграть в тендере было нельзя – тогда право на аренду воды возле причала получала бы другая компания. Поэтому генеральный директор выделил для участия в торгах двух своих сотрудников: если бы один не смог придти по форс-мажорным обстоятельствам, то другой бы его подстраховал.

Наверное, эти аукционы тянулись бы до сих пор, если бы конкуренты «Альбатроса» не оказались менее дисциплинированными. «Один молодой человек, представлявший сам себя, проиграл два аукциона следующим образом. Сначала он вышел поговорить по телефону, а мы быстренько подняли руку и выиграли тендер. На другом конкурсе ему стало плохо, он побежал в туалет, так что мы выиграли и этот тендер. Потом, вернувшись, он сказал, что "в следующий раз будет справлять нужду прямо в зале"», – рассказывают в компании.

А представитель другой пассажирской компании, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Фонтанке», что договорился с представителями сторонней организации еще до аукциона, чтобы они не принимали в нем участие за мзду малую. Причем, по его словам, это также было агентство недвижимости.

В комитете по природопользованию жалуются, что эти аукционы, которые продолжаются до сих пор, стали настоящей головной болью ведомства. Специалисты комитета дважды направляли в Министерство природных ресурсов и экологии письма с просьбой изменить условия проведения аукционов для Петербурга, учитывая большое количество мелких причалов, высокую степень развитости водного туризма и значительное число пассажирских компаний. Однако пока все остается без изменений. И даже более того: несмотря на то, что сейчас все торги должны проходить в электронном формате, государственные органы продолжают проводить их «вживую» («Фонтанка» писала об этом).

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.