Купить недвижимость, причем в любой стране мира, сегодня не проблема. Были бы средства. А вот как ею распорядиться? Преподаватель физики одного из петербургских университетов Борис Юдин пришел в редакцию "Известий", чтобы поделиться своим опытом владения квартирой в Финляндии.
Встреча с университетским преподавателем Юдиным у журналистов не первая. Три года назад Борис Игоревич судился по поводу другой своей недвижимости. Его дачный сарайчик с садовым инструментом снесли строители кольцевой автодороги и никакой компенсации не предложили. Юдин оценил нанесенный ему ущерб в тысячу с небольшим долларов. Но так ничего и не отсудил, хотя прошел все судебные инстанции, вплоть до Страсбургского суда. Теперь новая история.
«Летом 2007 года через российское агентство приобрел небольшую однокомнатную квартирку площадью 33 кв. м в портовом городе Котка как вложение средств, - делится своими тогдашними бизнес-планами преподаватель. - Финны заинтересованы в обороте недвижимости, и никакого труда покупка собой не представляла. Сначала квартира простаивала, и я нес убытки. Подумав, решил ее сдавать. Обратился в риэлтерское агентство - уже финское, они стали подыскивать клиентов».
Расчет был такой: ежемесячные коммунальные платежи за содержание квартиры в Котке составляли ни много ни мало 130 евро. Сдать жилплощадь в наем можно за 300 евро в месяц. Правда, за каждого клиента агентство брало себе 400 евро, а селились люди на разный срок, бывало, что и на пару месяцев. Кроме того, с полученной Юдиным прибыли финские налоговые органы забирали 28 процентов. В итоге после двух лет бизнеса по сдаче жилплощади ее владелец решил, что овчинка выделки не стоит. Хлопот много - толку мало, и Борис Юдин счел за лучшее квартиру продать.
Здесь свое сальдо доходов и расходов. Купил квартиру Юдин за 29 тысяч евро, продал за 32 тысячи. Однако за приобретенную собственность надо было заплатить в 2007 году единовременный налог 440 евро (других налогов на жилую недвижимость в Финляндии нет). Еще 2500 евро пришлось заплатить финскому агентству за услугу по продаже квартиры. ("При покупке я агентству ничего не платил: у них в этом плане все четко - платит тот, кто деньги получает", - пояснил он.) В общем, если подсчитать, то чистая прибыль от операции по покупке и спустя три года по продаже квартиры составила для Бориса Юдина 60 евро. То есть, если бы в свое время он положил эти 29 тысяч евро в банк, то процентов доходов набежало бы больше.
Но в "Известия" бывший квартировладелец пришел не с валютными выкладками, а с обидой на налоговые органы Финляндии. В том, что кандидат технических наук считать и отстаивать свои права умеет, "Известия" уже знали, теперь в этом пришлось убедиться финским налоговым органам.
«Почти три года я через агентство сдавал квартиру в аренду, и все это время получал счета от налоговых органов Финляндии, которые своевременно оплачивал, - показывает Юдин пачку квитанций. - Но потом решил подсчитать. По моей оценке, я переплатил более 500 евро, о чем и известил финскую налоговую инспекцию, приложив произведенные мной расчеты. И 28 декабря 2010 года получил от них письмо, что действительно переплатил, правда, по их подсчетам, не 500, а только 290 евро. В письме говорилось, что эти деньги будут перечислены на мой счет».
Не успел Борис Игоревич по-настоящему порадоваться ("хоть что-то получу"), как через десять дней, 7 января 2011 года, ему пришло другое письмо. Финны пересчитали и свели переплату к другой сумме - в 5 евро.
«Я бы обратился в суд, но, боюсь, что издержки будут гораздо выше, - оценил свои судебные перспективы университетский преподаватель. - В Финляндию я больше не ездок».