18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
21:57 24.09.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Шедевры Прадо в Эрмитаже: Поклонение королям

В Николаевском зале Эрмитажа развернулась роскошная выставка из главного музея Испании. 33 картины западноевропейских мастеров, от ван дер Вейдена до Пуссена, и 33 испанских, от Эль Греко до Гойи, – такой щедрый подарок Петербург получил в связи с Годом российско-испанского культурного сотрудничества.

Шедевры Прадо в Эрмитаже: Поклонение королям

В Николаевском зале Эрмитажа развернулась роскошная выставка из главного музея Испании. 33 картины западноевропейских мастеров, от ван дер Вейдена до Пуссена, и 33 испанских, от Эль Греко до Гойи, – такой щедрый подарок Петербург получил в связи с Годом российско-испанского культурного сотрудничества.



Эта выставка, несомненно, главное событие года – еще никогда за пределы Испании не выезжало (за исключением временного вывоза в Женеву в 1939 году в связи с Гражданской войной), а в Россию не приезжало столько первостатейных шедевров из собрания Прадо. Она дает очень точное представление о знаменитом мадридском музее: портреты королей и королев, придворных шутов и карликов, религиозные и жанровые сцены, пейзажи и натюрморты, и половина вещей – произведения кисти прославленных живописцев Западной Европы, а другая половина – местных мастеров, важных для истории испанской живописной школы. Причем особый акцент сделан на парадных портретах, так что выставка создает очень правильный образ музея, который вырос из королевской коллекции, собиравшейся с XVI по начало XIX века. По экспонатам можно проследить практически всю историю коллекционирования и меценатства испанских королей.

Тициан Вечеллио "Портрет императора Карла V с собакой" (1533)
Тициан Вечеллио "Портрет императора Карла V с собакой" (1533)


Посетителей встречает «Портрет императора Карла V с собакой» (1533) Тициана – король-красавец смотрит в сторону, как бы не замечая художника/зрителей, но при этом крепко держит большую собаку за ошейник. Карл V был одновременно императором Священной Римской империи и первым испанским королем из династии Габсбургов (Карлос I), заказывал Тициану полотна и первым решил сохранить свою коллекцию для потомков – до него наследники радостно распродавали собранные монархом произведения искусства после его смерти. Благодаря Карлу V и его сыну Филиппу II уже к концу XVI века в королевской коллекции оказалось множество произведений итальянской живописи, главным образом венецианской – и прежде всего, более 40 полотен Тициана. На выставке можно увидеть еще пару картин главного колориста Италии, особенно хороша «Венера с амуром и органист» (около 1555 года): сцена одновременно эротичная – органист оборачивается на Венеру, которую поглаживает амурчик, – и с символическим подтекстом, легко раскрывающимся в аллегориях пяти человеческих чувств.



Наследник Карла V Филипп II также активно собирал фламандцев и нидерландцев, особенно удивительна привязанность этого рьяного католика к философским гротескам Босха. Знаменитый босховский «Сад наслаждений» находился в спальне Филиппа – и в итоге большинство работ художника принадлежит мадридскому музею. На эрмитажную выставку привезли «Извлечение камня глупости» Босха (после 1490 года) – изящную сатиру: «хирург», увенчанный перевернутой воронкой (указание на нелепость и смехотворность происходящего), выковыривает из головы пузатого глупца-страдальца цветок кувшинки вместо камня.

Иероним Босх "Извлечение камня глупости" (после 1490 года)
Иероним Босх "Извлечение камня глупости" (после 1490 года)


Самым значительным ценителем искусства на испанском троне был Филипп IV, который наказывал своим послам отслеживать аукционы по всей Европе и запретил продавать или дарить художественные приобретения испанских королей. Веласкес был его придворным живописцем 40 лет, и три великолепных портрета, представленных на выставке (из почти 50 картин художника в собрании Прадо): Филиппа IV (1655-1660), его второй жены королевы Марианны Австрийской (1652-1653) и придворного карлика Эль Примо (1644) – подчеркивают тот факт, что в течение многих лет главный испанский художник XVII века писал почти исключительно королевскую семью и придворных и был практически не известен в самой Испании. В правление Филиппа IV королевская коллекция также пополнилась картинами Дюрера, Рубенса, Риберы, Иорданса, Ван Дейка, и выставка показывает работы каждого из этих художников.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес "Портрет королевы Марианны Австрийской" (1652–53)
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес "Портрет королевы Марианны Австрийской" (1652–53)


Последним испанским королем из династии Габсбургов был Карлос II, несчастная жертва многочисленных близкородственных браков, «наградивших» его уродством, эпилепсией, размягчением костей и другими болезнями, но Прадо обязан ему прекрасным собранием испанской живописи XVII века. Затем на трон взошли Бурбоны, а испанская корона приобрела работы французских художников – Пуссена, Лоррена, де Латура, немецкого классициста Менгса, крупнейшего монументалиста Италии Тьеполо и грандиозную коллекцию Гойи в составе более 140 картин. В конце Николаевского зала можно увидеть его роскошный «Портрет маркизы де Санта Крус» (1805), легкую и изысканную композицию «Осень. Сбор винограда» (картон к шпалере, 1786) и «Портрет Фердинанда VII» (1814-1815), который, собственно, основал Прадо в 1819 году.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес "Портрет маркизы де Санта Крус" (1805)
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес "Портрет маркизы де Санта Крус" (1805)


Несмотря на то что выставка занимает только один зал, ее довольно трудно обойти целиком – настолько обильно представлены громкие имена и значительные произведения. Впрочем, знаковых, центральных экспонатов Прадо почти не привезли: здесь нет ни «Менин» Веласкеса, картины, имеющей репутацию самой загадочной в мире, ни того самого «Сада наслаждений» Босха, ни блестящей «Семьи короля Испании Карла IV» Гойи. Наиболее известные произведения на выставке – кисти Веласкеса и Эль Греко (прежде всего «Портрет неизвестного с рукой на груди», 1580). С другой стороны, экспозиция получилась очень ровная, и на открытии толпа из сотен зрителей равномерно распределилась по залу, демонстрируя, что все экспонаты им одинаково интересны.

Рафаэль Санти "Святое семейство с ягненком" (1507)
Рафаэль Санти "Святое семейство с ягненком" (1507)


Королевская коллекция, лежащая в основе Прадо, сравнима с императорским собранием Эрмитажа: в обоих случаях выбор определяли вкусы, личные особенности и капризы монархов. Интересно сопоставить нашу и испанскую версии рубенсовского полотна «Персей и Андромеда», рафаэлевских «Святых семейств», эрмитажную «Данаю» Тициана и его же «Венеру» из Прадо, расширить впечатления от эрмитажного зала испанской живописи, где в основном картины на религиозные сюжеты, знакомством с портретами королей, карликов и шутов, пейзажами и натюрмортами, в том числе с одним из первых испанских натюрмортов (Санчес Котан, «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами», 1602).

Хуан Санчес Котан «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» (1602)
Хуан Санчес Котан «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» (1602)


При этом на выставке отчетливо ощущается отличие эрмитажного собрания живописи от других королевско-императорских коллекций Европы: испанские династии Габсбургов и Бурбонов нанимали художников, и их произведения оседали во дворцах и монастырях, тогда как Екатерина II и ее последователи должны были покупать целые собрания, а затем полотна на сотнях судов доставлялись в Петербург. Так что, несмотря на замечательную выставку, в Прадо всё равно имеет смысл ехать.

Франсиско Сурбаран "Распятие с донатором" (1640)
Франсиско Сурбаран "Распятие с донатором" (1640)


Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа.

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...