Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 28 февраля
Режиссер Валерий Фокин и актер Константин Райкин идут рука об руку всю жизнь – вместе начинали еще в театральном училище, Райкин играл главную роль в первом спектакле Фокина на профессиональной сцене – то были «Валентин и Валентина» в «Современнике». Свой 60-летний юбилей Константин Райкин не так давно отметил дерзко и смело, сделав с режиссером Фокиным вместо полагающегося по случаю концерта-капустника болезненный и острый моноспектакль «Вечер с Достоевским» – то ли пощечину общественному вкусу, то ли актерскую исповедь, то ли реплику давнего совместного шедевра «И пойду… И пойду…» по тексту «Записок из подполья». Теперь юбилей у Валерия Фокина – 65 лет: по такому случаю «Вечер с Достоевским» Райкин сыграет на сцене возглавляемого Фокиным Александринского театра. Начало в 19.00, на следующий день, 1 марта, в то же время.
Семижды лауреат «Грэмми» с карьерой длиной в четыре десятилетия, джазовый вокалист Эл Джерро выступает в БКЗ «Октябрьский». Голосом он пользуется как музыкальным инструментом – а скорее, оркестром. Кажется, у него практически нет неосвоенных вокальных манер, нет трюка, который Джерро не смог бы исполнить. От остро заточенного тенорка, с легкостью отталкивающегося от нот в головоломном ритме, не ожидаешь, что он внезапно сменится на глубокий баритон, а потом перейдет к умопомрачительному скэту. Стихия этого уникального певца, получавшего награды и за джаз, и за поп, и за R’n’B, – бег взапуски с собственным певческим аппаратом. Начало концерта в 19.00.
В Концертном зале Мариинского театра VII фестиваль «Масленица» откроется представлением оперы Игоря Стравинского «Соловей» в постановке Александра Петрова. На сцене – дуэт молодых виртуозов оперной труппы Ларисы Юдиной и Александра Тимченко, за дирижерским пультом – один из лучших мариинских маэстро Михаил Агрест. Начало в 19.00.
Всю неделю в кинотеатрах города можно смотреть неоднозначную интерпретацию испанской истории «Печальная баллада для трубы» («Balada triste de trompeta») от специалиста по безумному кино режиссера Алекса де ла Иглесиа.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме представляет необычный проект, посвященный военному противостоянию Финляндии и СССР в 1939-44 годах, – выставку «Ветераны. На что похожа война?». С одной стороны, тотальная инсталляция в виде дома финнов-ветеранов Тойво и Лююли, наполненного воспоминаниями о войне, страхами и болью, с другой, комната Анны Ахматовой с маскировочным затемнением, а по стенам плывут кадры хроники и строки поэта.
Вторник 1 марта
В 17.00 в Особняке Мусиных-Пушкиных (Литейный проспект, 19) киновед Петр Багров представит фильм Альберта Гендельштейна «Лермонтов», поставленный в 1943 году по сценарию Константина Паустовского.
Галерея «Борей» приглашает окунуться в культурную атмосферу отечественной перестройки на выставке «Собрание эпохи перемен». Более сорока живописных произведений эпохи «культурного переворота» – так 20 лет назад советские художники Петербурга осваивали западный опыт модернизма, от абстракции до сюрреализма.
Казалось, что после второй части фильма «Любовь-морковь» главным героям осталось перевоплотиться только в домашних животных, но выходящая в прокат третья «Морковь» оказалась не столь радикальна: Орбакайте и Куценко превратятся всего лишь в Ахеджакову и Меньшова.
Четверг 3 марта
Сергей Шнуров еще в начале зимы открыл с товарищами собственный клуб Dusche – в зоне складов и оптовых точек, где некогда бытовали «Пьяная груша» и Jesus. Открыл «под себя», дабы уютно выпивать и слушать группы по собственному выбору. Но иногда и лично готов выйти на сцену. С концерта правдорубов «Рубль» в «Душе» начинается активная концертная жизнь. Начало в 20.00.
«Сумасшедшая езда» («Drive Angry 3D») – вот так, без особых придумок, называется стартующий в прокате новейший фильм с участием Николаса Кейджа в главной роли. Племянник Фрэнсиса Форда Копполы, как когда-то в «Призрачном гонщике», снова остался один на один со свирепыми транспортными средствами и силами ада.
Выходит в прокат триллер «Меняющие реальность» («The Adjustment Bureau»), который порадует поклонников Филипа Дика, ибо снят по мотивам его рассказа. Понаблюдать за работой суровых ангелов в консервативных костюмах, вмешивающихся в судьбу героя Мэтта Деймона, отныне можно в большинстве кинотеатров Петербурга.
В студии «Непокоренные» открывается выставка Полины Афейчук «Пластикатовая живопись». Художница расплавляет и затем снова сплавляет использованную одноразовую посуду, пакеты, бутылки, упаковки в яркие рельефные произведения – одновременно и «мусорное искусство», напоминающее об экологических проблемах, и подобие пастозной живописи импрессионистов.
Ожидание 8-го Марта скрасит появляющаяся на экранах комедия Айвана Райтмана «Больше, чем секс» («No Strings Attached»), в которой Эштон Катчер неожиданно влюбляется в Натали Портман.
Спустя год после американской премьеры в наш прокат наконец-то выходит большой голливудский мюзикл Роба Маршалла «Девять» («Nine»), перепевающий сюжет «Восьми с половиной» Федерико Феллини. Спасти фильм отчаянно пытаются Дэниэль Дэй-Льюис и букет блестящих актрис, включая Софи Лорен.
Пятница 4 марта
Хотя русский хип-хоп давно не нуждается в надеждах (он, напомним, цветет), по старой привычке бунтаря и охальника Ивана Алексеева (он же Noize MC) величают именно что «надеждой» и «гордостью» отечественного рэпа. Прошлый год для музыканта был бурным и плодотворным: записал «Последний альбом», выказал политическую активность и социальную озабоченность (музыкальные боевики Рунета «Мерседес S666» и «Мерседес 777»), попал в волгоградскую милицию и нарвался на сарказм циника и охальника поглавнее – Сергея Шнурова. Посмотреть на чудо хип-хопа и посудачить, самопиар ли движет Иваном или благородные порывы, можно на его ближайшем петербургском концерте – в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Начало в 20.00.
В Малом зале Филармонии экстравагантный и утонченный Александр Васильев, знаток и историк моды, прочитает публичную лекцию о легендарной итальянской женщине-кутюрье Эльзе Скиапарелли. Начало в 14.00.
Украинцы Lюk сыграют концерт в клубе «Зал ожидания» в сопровождении некоего особенного визуального ряда. Легкий, осветленный поп этой группы интеллектуализирован неброской электроникой и игрой тембров, вокал Ольги Герасимовой – оптимистический вариант манеры пения Бет Гиббонс, а запоминающиеся гармоничные мелодии, однако, отнюдь не угрожают завязнуть в ушах. Начало в 20.00.
В «Родине» и «Художественном» открывается традиционный фестиваль «N.I.C.E. Новое кино Италии», представляющий фильмы начинающих, но перспективных кинематографистов с Апеннинского полуострова.
В галерее Anna Nova показывают выставку Стаса Багса, участника арт-группы Milk and Vodka, пришедшего к живописи и дизайну от граффити. Новый проект «Северсталь» включает инсталляцию и картины, посвященные отечественным подводным лодкам, а патриотический пафос здесь смешан с жесткой иронией.
В Доме кино начинают демонстрировать итальянский фильм турецкого режиссера Ферзана Озпетека «Холостые выстрелы» («Mine vaganti»).
В Музее Академии художеств открывается выставка Германа Егошина, видного живописца-шестидесятника, которому в этом году должно было исполниться 80 лет. Портреты и пейзажи, жанровые сцены и натюрморты – всего более шестидесяти вещей – представляют крепкого сезанниста и наследника традиции группы «Бубновый валет».
Суббота 5 марта
Московская группа Everything is Made in China приезжает в клуб «Цоколь». Заявив о себе в 2005 году как о выдающейся отечественной построк-команде, они сплавили тягу к крупноформатным композициям с неподдельным драйвом и вкусом к красивым минималистичным мелодиям. Получился трепетный, трогательный построк с эмбиентом и индитроникой на подкорке, причем со всем богатством аранжировок справляются всего три человека. Начало концерта в 20.00.
В Концертном зале Мариинки в рамках фестиваля «Масленица» Валерий Гергиев дирижирует симфоническим оркестром театра в программе из сочинений Щедрина (фрагменты балета «Анна Каренина»), Глинки («Камаринская») и Прокофьева (Первый скрипичный концерт). Центральное событие вечера – петербургский дебют скрипачки Алины Ибрагимовой, признанной одной из самых ярких европейских исполнительниц молодого поколения. Начало в 19.00.
После перерыва к активной концертной деятельности вернулась московская группа Narkotiki – эта деятельность коснется и нового петербургского клуба Dusche. Дерганый и нервный танцевальный панк Nrktk заражает нездоровым весельем, скорострельная картечь текстов превращается в плевки, адресованные высоколобости, унынию и эстетскому зазнайству. Группа работает над новым альбомом, недавно выпустив в свет пару синглов. Начало в 20.00.
В Особняке Румянцева отмечают приход весны в японском стиле – здесь показывают более 70 прикладных изделий, от кимоно и вееров до кукол и глиняных статуэток, и графические произведения, в том числе каллиграфические свитки. Выставка «Японская весна в Петербурге» создает образ Страны восходящего солнца также посредством цветочных композиций в стиле икебаны и тридцати картин нашей землячки художницы Натальи Максимовой, написанных в Японии.
Воскресенье 6 марта
Харьковская группа Pur:Pur готовит «большой праздничный концерт» на площадке клуба «Зал ожидания». Украинское трио основано в 2008 году. С тех пор Pur:Pur успели прославиться в интернете, стать записными участниками небольших, негромких и симпатичных фестивалей, снять клип на прекрасную композицию «Pure» и завоевать сердца клубной аудитории. Изначально мягкий саунд при насыщенных аранжировках – бывало, группа выписывала себе скрипичный квартет – команда варьирует в сторону большего напора, экспериментирует с электроникой, но девичий вокал остается прежним: парящим, проникновенным и очень женственным. Начало в 20.00.
В Петербурге отмечают праздник Масленицы: с 11.30 ее начинают праздновать в ЦПКиО им. Кирова, с 12.00 в Таврическом саду и Павловском парке, с 13.00 – в Парке 300-летия Петербурга.
Праздника хочется и литовской певице Алине Орловой: в честь наступления весны она устраивает концерт в «Космонавте». Хрупкая прибалтийская девушка за пианино, на сегодняшний день, идеальная лирическая певица: с обширным репертуаром, деликатными аранжировками (гитара-флейта-скрипка) и неподражаемым вокалом, одинаково прекрасным и в силе, и в слабости. Начало концерта в 20.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (опера и классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: Александринский театр, mariinsky.ru, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, lubovmorkov.ru, ru-bl.ru, Universal Pictures, «Централ Партнершип», luk.com.ua, «Артефакт», myspace.com/eimic, Музей истории Санкт-Петербурга, myspace.com/purpurpeople, myspace.com/alinaorlova.
«Фонтанка.ру»