Правительство России намерено лишить председателей судов одной из самых главных функций – права распределять дела и, соответственно, решать, кто из служителей Фемиды будет рассматривать конкретный спор. Выбирать судей предлагается доверить жребию – электронной системе. Такая процедура должна гарантировать независимое рассмотрение дела и предупредить коррупцию. Соответствующий законопроект 15 февраля был внесен в Госдуму.
В настоящее время дела распределяются председателем соответствующего суда или его заместителем. Такие полномочия, по мнению правозащитников, приводят к коррупции и принятию как минимум сомнительных решений: «Мы давно ставим вопрос о том, чтобы председатели судов не имели никакого влияния на распределение дел между судьями, – заявил 1 февраля уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. – Если влияние есть – система отработана: вызывают судью, у которого вся карьера еще впереди, и ему дают определенные указания». С ним солидарна член Общественной палаты России Елена Лукьянова. По ее мнению, вариант с распределением дел по жеребьевке лишит председателей «возможности карать и миловать, передавая легкие дела своим фаворитам» и выдавливая честных судей. Аналогичная процедура используется в большинстве развитых стран, в которых председатели выполняют чаще всего исключительно представительские функции.
Сторонники отмены действующей процедуры ссылаются также на принятые еще в 1994 году рекомендации Совета Европы, в которых указывается на необходимость распределения дел без влияния любого его участника или иных лиц, заинтересованных в исходе спора.
Представленный правительством России законопроект частично реализует инициативы правозащитников. В Гражданский и Уголовно-процессуальный кодексы предлагается внести поправку, предусматривающую, что «состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы».
Технические возможности уже есть – все суды объединены в ГАС «Правосудие», а потому создание «электронного лототрона» не потребует бюджетных вложений. Аналогичная процедура распределения дел уже используется в российских арбитражных судах.
В то же время правительство России признает, что предлагаемая норма остается диспозитивной, то есть позволяющей руководству суда воспользоваться и ранее действующей процедурой «ручного» распределения дел. Это может быть актуально для малосоставных судов, где зачастую вообще не стоит вопроса выбора (все дела слушаются несколькими судьями). Однако в каких случаях можно работать «по старинке», а когда нужно использовать жребий, в законопроекте не прописывается.