Высший арбитражный суд принял решение переложить на виновников ДТП ответственность за выплату разницы между компенсацией по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта, правда, с учетом износа автомобиля. Эксперты говорят, что даже «расширенное» страхование не спасет лихача от необходимости оплачивать ремонт пострадавшей стороне.
По данным газеты «Коммерсантъ», 15 февраля президиум ВАС принял прецедентное решение, взыскав с кисловодского ЗАО "Автоколонна N 1721", водитель которого стал виновником ДТП, 35,7 тыс. руб. убытков в пользу страховой компании "Югория". В "Югории" был застрахован по КАСКО пострадавший автомобиль марки Mercedes-Benz ML 350, стоимость ремонта которого составила 106,3 тыс. руб. Компания таким образом смогла возместить свои убытки за счет виновной стороны, однако с оговоркой, что сумма компенсации рассчитывается с учетом износа автомобиля.
Как предполагают страховщики, решение ВАС станет по сути образцовым для арбитражных судов других инстанций. И компании будут чаще обращать взыскания к виновникам ДТП с целью истребовать разницу между выплатой по ОСАГО и оценочными расходами на ремонт.
По данным председателя межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Александра Холодова, таких дел, впрочем, и до принятия решения ВАС было немало. «Такие судебные прения проходили даже на заре развития ОСАГО в России. Однако, по сложившейся сейчас практике, мнения по поводу возмещения виновником ДТП ущерба пострадавшему у арбитража и у федеральных судов расходятся. Так, арбитражные суды такие иски, как правило, не удовлетворяли. Федеральные же соглашались с претензиями истцов, но говорили, что выплаты «экстра» должны рассчитываться по оценке экспертов, а не по реальным затратам на ремонт».
Понятно, что, как правило, затраты автолюбителя на ремонт автомобиля превышают расчеты с учетом износа. Ведь взамен пострадавших деталей автомобиля сервисные центры ставят новые, а не ищут на «развалах» изношенные. Суд же квалифицирует установку на машину запчастей «с иголочки» как обогащение владельца, за которое даже виновник ДТП платить не обязан.
Эту коллизию, впрочем, ВАС даже не рассматривал, породив даже своим компромиссным решением много споров в страховом сообществе. «Здесь есть хитрость, которая заключается в том, что если мы будем считать ущерб с учетом износа, результат будет усредненным. Кроме того, пострадавшему придется доказывать, что он ремонтировал свой автомобиль в сервисе по среднерыночной цене, а также то, что ремонт действительно произведен, - говорит гендиректор компании «Бюро страхового сервиса» Александр Исаев. - Так что, видимо, одним простым постановлением суда все вопросы по ОСАГО не решить. Все получается более чем спорно, с точки зрения документов».
Крупные игроки страхового рынка - Росгосстрах, Ингосстрах, «Ресо-гарантия» - в данной ситуации советуют своим клиентам максимально обезопасить себя, приобретая расширенную страховку ОСАГО, которая позволяет не отвечать своим кошельком за ущерб третьих лиц вплоть до суммы в 1 млн рублей. «Хотя и такая «расширенная» страховка не спасет водителя-лихача от проблем. Так как и она рассчитывается только с учетом износа автомобиля, в который вы врезались», - отмечает Александр Холодов.
Напомним, сейчас в Минфине обсуждается очередное увеличение суммы страховых выплат ОСАГО по «железу» с 120 тысяч рублей сразу до 400 тысяч. По подсчетам аналитиков страховых компаний, это должно увеличить тариф по "автогражданке" на 30-35%. «Расширение» ОСАГО в данный момент страховщики предлагают в среднем за 1 тысячу рублей.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»