0

Теория тупикового развития

У России нет другого пути развития, кроме как снова стать империей. А для того, чтобы победить бюрократию, необходимо воссоздать Сенат петровских времен. В противном случае страну либо поглотит разрастающаяся Европа, либо подвинет бешеными темпами развивающийся Восток. Эти тезисы были озвучены аналитиком и политологом Сергеем Кургиняном на Пятых Сенатских чтениях, прошедших в стенах Конституционного суда, и вызвали серьезную полемику.

www.voronezh.ru
www.voronezh.ru

У России нет другого пути развития, кроме как снова стать империей. А для того, чтобы победить бюрократию, необходимо воссоздать Сенат петровских времен. В противном случае страну либо поглотит разрастающаяся Европа, либо подвинет бешеными темпами развивающийся Восток. Эти тезисы были озвучены аналитиком и политологом Сергеем Кургиняном на Пятых Сенатских чтениях, прошедших в стенах Конституционного суда, и вызвали серьезную полемику.

Открывая пятые по счету Сенатские чтения, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин попытался объяснить присутствовавшим, почему в этот раз в качестве докладчика был приглашен Сергей Кургинян — один из самых неоднозначных и одиозных политологов, аналитиков и публицистов современности. «Все работы Сергея Ервандовича, которые посвящены исследованию общества, его властным структурам, через призмы того метода, который он применил, дают не только блестящие научные результаты, но и помогают нам понять то, что происходит, что мы должны делать и как», - заявил хозяин вечера, передавая слово рекетмейстеру.

Впервые за двухгодичную историю Сенатских чтений в этой роли выступил не представитель судейского корпуса. Быть может, именно поэтому его речь подверглась серьезной критике со стороны слушателей, состоящих из наиболее ярких представителей юридической элиты. Хотя многое из сказанного, действительно, сложно принять за абсолютную истину, тем не менее, проведенные Кургиняном исторические параллели весьма любопытны.

Как сразу подчеркнул Сергей Кургинян, тема доклада («Правительствующий Сенат Российской империи: суд времени») была выбрана не случайно - об этом лично просил Валерий Зорькин. Тем более, что повод весьма подходящий: в феврале 2011 года исполняется 300 лет со дня создания этого органа Петром I. Проведенный политологом анализ показал, что совершенно напрасно общество не придает особого значения Сенату. «На самом деле, где бы он ни находился, он непременно становится инструментом борьбы элит, - заявил докладчик. - И роль его то повышается, то понижается, то одни группы делают из этого Сената почти пустышку, то другие, напротив, наполняют его серьезным и позитивным содержанием. Мне кажется, нет ничего более увлекательного, чем рассмотрение нашей истории с позиции того, как это все менялось». После небольшого экскурса в историю создания и развития Сената, выступающий резюмировал, что сильное государство возможно только при наличии наделенного серьезным полномочиями органа надведомственного контроля.

Это, по мнению Кургиняна, демонстрирует в полной мере эпоха Петра Великого, а также в какой-то степени времена Советского Союза и даже постсоветский период.

Как только докладчик завершил свое выступление, из зала практически вырвался вопрос: а в чем актуальность беседы о Сенате для сегодняшней России? По мнению Кургиняна, правильнее говорить об этом органе власти в контексте понимания сущности империи и ошибочно думать, что она уже в прошлом. Напротив, за империей будущее, в том ее смысле, в каком она предусматривает высокую концентрацию власти и распространение на обширную территорию. Достаточно посмотреть на Евросоюз, на возникающую коалицию США, Канады и Мексики. И в условиях создающихся по соседству империй у России нет иного выхода, кроме как тоже укрупняться, не только возвращая себе утраченное наследие СССР, но и осваивая новые территории. Если, конечно, нет желания войти в состав чужой империи.

Однако озвучив свое видение того, как поднять Россию с колен, Сергей Кургинян так и не смог пояснить, кто способен создать империю, кто в состоянии осуществить идею Сената и наделить этот орган необходимыми полномочиями. Несмотря на наводящие вопросы сначала юристов, а потом и журналистов, из уст политолога не вырвалось имя ни одного из ныне живущих государственных деятелей. Единственным кандидатом на роль спасителя Кургинян назвал царя-батюшку Петра Великого. Но до воскрешения мертвых, к счастью, не договорился. Быть может, именно потому, что второго Петра I в России нет и никогда не появится, теория докладчика была воспринята с иронией. Ведь согласиться с нею равносильно признанию в том, что у страны нет будущего.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

Досье "Фонтанки"

Кургинян, Сергей Ервандович, род. в 1949 г.

Президент Международного фонда "Экспериментальный творческий центр"; кандидат физико-математических наук; 1974—1984 — научный сотрудник Института океанологии АН СССР; с 1968 г. руководил театральным коллективом при МГРИ (в 1986 г. преобразован в профессиональный театр-студию "На досках"); заочно окончил режиссерское отделение театрального училища им. Щукина; в 1988 г. создал творческий центр, преобразованный в 1989 г. в Экспериментальный творческий центр (ЭТЦ) при Мосгорисполкоме; весной 1990 г. баллотировался на выборах в народные депутаты РСФСР по спискам Блока общественно-патриотических сил "К народному согласию", выборы проиграл; в 1992 г. осуществил во МХАТ им. Горького постановку спектакля "Пастырь" (по пьесе М. А. Булгакова "Батум"); женат, воспитывает дочь.

Первые аналитические записки ЭТЦ были адресованы председателю Президиума Верховного Совета (ВС) РСФСР В. Воротникову. По заданию ЦК КПСС экспертами Центра были подготовлены записки по межнациональным конфликтам в Закавказье. Летом 1989 г. Кургинян опубликовал серию статей в газете "Литературная Россия" под общим названием "О механизме соскальзывания", в которых предостерегал от опасности отказа от идеалов коммунизма в ходе борьбы за возвращение к ленинским нормам и предсказывал, что следствием этого станет государственный распад СССР. В конце 1990 г. выпустил (в соавторстве) книгу "Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций". В 1988—1990 годах Кургинян поддерживал тесные контакты с интердвижениями Прибалтики и Объединенным фронтом трудящихся (ОФТ). До 1991 г. делал основную ставку на депутатскую группу "Союз" Съезда народных депутатов СССР и отчасти был ее теневым идеологом. В январе 1991 г. Кургинян создал при ЭТЦ общественно-политический клуб "Постперестройка". В мае 1992 г. распространил от имени клуба "Постперестройка" документ "У последней черты. Меморандум о возможном примирении конструктивных сил России", в котором призвал к созданию коалиционного правительства из "демократов, не запятнавших свою честь сотрудничеством с антинародным курсом, передовых и прогрессивно мыслящих патриотов, ориентированных на будущее развитие страны коммунистов, а также преданных национальным интересам представителей руководства промышленности и сельского хозяйства, фермеров, предпринимателей, банкиров, ведущих профсоюзов страны". Не поддержал в конце 1992 г. Фронт Национального Спасения (ФНС) из-за участия в ФНС евразийских и околофашистских группировок, с 1993 г. перестал публиковаться в газете Проханова "День". Указ Б. Ельцина в сентябре 1993 г. о роспуске парламента назвал "тяжким тотально неправовым деянием". Осудил кровопролитие в октябре 1993 г., заявив, что оно было спровоцировано действиями Б. Ельцина. В 1993 г. вновь сблизился с Русским Национальным Собором — после того как из него ушли сторонники Баркашова.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...