Сейчас

+14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+14˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 12

3 м/с, ю-з

772мм

72%

Подробнее

Пробки

1/10

«Новая скульптура» в «Новом музее»: Тесное будущее

503
ПоделитьсяПоделиться

«Новый музей», единственное место в Петербурге, где в постоянной экспозиции можно увидеть цельную ретроспективу отечественного искусства второй половины ХХ века, подтверждает свою заявку на показ новейших тенденций в искусстве. Здесь на одном из этажей открылась выставка «Новая скульптура: Хаос и структура». Пространство камерное, каждый из 17-ти авторов представлен скромно и не всегда репрезентативно, но в целом складывается довольно неожиданное послание: это не скульптура как таковая, это новая линия развития современного искусства.

«Новый музей» удачно расположен, прямо напротив метро «Василеостровская», но места в нем мало. Выставка ютится в двух небольших залах, причем один из них почти целиком заполнен одним из экспонатов. Соответственно, во втором зале работы поставлены тесно, и лавировать между ними непросто. Рискуешь или споткнуться об объекты Виталия Пушницкого, или уронить на пол конструкцию Анны Желудь. На открытии выставки ярко-красные «Столбы» Олега и Ольги Татаринцевых регулярно украшались бокалами из-под шампанского – удобная четырехугольная форма позволила воспринимать их как элементы дизайна, эдакие модернистские столики-столбики. Вот и первое впечатление: современная скульптура может быть внешне очень похожа на предметы дизайна.

Александр Соколов "Монтаж аттракциона"
Александр Соколов "Монтаж аттракциона"
ПоделитьсяПоделиться



Впрочем, она также может походить на архитектурные макеты, старую мебель и отходы металлической проволоки. И меньше всего нуждается в традиционном изображении человека, зато активно задействует социальные и религиозные смыслы, мотивы коммуникации и текста, рассуждает о культурной памяти и эстетике. Например, инсталляция Александра Соколова «Монтаж аттракциона» (2009), которая как раз занимает целый зал, на первый взгляд представляет собой лабиринт из строительно-реставрационных лесов, а на самом деле призвана напомнить зрителю о контрастной культуре модернизма, представленной черными и белыми брусками в центре конструкции, об одноименном тексте Сергея Эйзенштейна 1923 года, где он говорит о переходе от изобразительной иллюзии к монтажу реальной материальности, и о броненосце «Потемкин», киношном и настоящем.

Сергей Огурцов. Из серии "Пустые дома бытия"
Сергей Огурцов. Из серии "Пустые дома бытия"
ПоделитьсяПоделиться



«Летучая трава» (2010) Хаима Сокола – это клубок металлической стружки, но одновременно и ризома, один из ключевых элементов философии постструктурализма, – железное «перекати-поле» отсылает к ивритскому слову «пустыня», по своему происхождению связанному с понятиями «слово» и «дело», то есть в итоге оказывается сплетением текстов и событий.

Хаим Сокол "Летучая трава (Ризома)"
Хаим Сокол "Летучая трава (Ризома)"
ПоделитьсяПоделиться



Объекты Виталия Пушницкого из серии «Храмы, банки и тюрьмы» (2009) похожи на макеты диковинных зиккуратов, но сделана эта архитектура из гранитобетона – путем отливки форм из пустот в пенопластовых упаковках из-под бытовой техники. Здесь сходятся и египетские пирамиды, и Мавзолей Ленина, и древнегреческие периптеры, и детские куличики из песка; ощущение древности еще усиливают потрепанные постаменты из фанеры с морилкой, которые кажутся вырубленными из темно-красного мрамора.

Станислав Шурипа "Окраины"
Станислав Шурипа "Окраины"
ПоделитьсяПоделиться



«Окраины» Станислава Шурипы, хрупкие новостройки из бумаги, – с одной стороны, стерильная учебная практика архитекторов, с другой, странный игрушечный город, от которого веет скукой и депрессией. Очень хороша камерная работа Ольги Чернышевой «Возьми ничто и храни хорошо» (2008): четыре ряда решеток-изгородей, в каждой из которых проделана большая дыра, – изящный памятник отечественному абсурду. И посередине всех этих концептуальных работ возвышается «Тотем» (2009) Анатолия Осмоловского, единственная вещь, похожая на монумент-памятник-идол, некий архетип скульптуры.

Ольга Чернышева "Возьми ничто и храни хорошо"
Ольга Чернышева "Возьми ничто и храни хорошо"
ПоделитьсяПоделиться



Можно ли всё это назвать скульптурой? Вопрос не менее правомерный, чем «Можно ли назвать скульптурой творения Церетели?». Многие из участников выставки известны как художники, и более того, живописцы, но в последние несколько лет все дружно взялись за пространственные объекты. В то же время остальные авторы очень молодые, около 30-ти лет, и они уже не робко ищут свое, а действительно имеют свои темы и стиль. Совсем недавно современное искусство было увлечено новыми технологиями и разными медиаформатами, требовало интерактивности и зрелищности. Живопись уже доказала, что слухи о ее смерти были сильно преувеличены, – и эта выставка знаменует возвращение к чистой форме, показывает, что скульптура возможна. Безусловно, речь не идет о возрождении классической традиции, где центральное место занимает статуя, воздвигнутая в память о личности или событии, «новая скульптура» исследует отношения с пространством и возможности восприятия, при этом утверждая, что формальные поиски могут обходиться без постмодернистской иронии.

Дмитрий Каварга "Формообразование 721"
Дмитрий Каварга "Формообразование 721"
ПоделитьсяПоделиться



Среди авторов на этой выставке не хватает многих имен, в том числе Петра Белого, Дмитрия Теселкина, Владимира Козина. Куратор Сергей Попов, составивший коллекцию «Нового музея» и сделавший эту выставку, сетует на недостаток места и сожалеет о том, что из-за необходимости согласования на городском уровне не удалось поставить большую скульптуру «мухинской» студентки Анастасии Заборовской перед входом в музей. Да, этот проект не претендует на полноту охвата, но обозначает очень важные процессы, которые, похоже, нам предстоит наблюдать в ближайшем будущем.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Александр Соколов "Монтаж аттракциона"
Александр Соколов "Монтаж аттракциона"
Сергей Огурцов. Из серии "Пустые дома бытия"
Сергей Огурцов. Из серии "Пустые дома бытия"
Хаим Сокол "Летучая трава (Ризома)"
Хаим Сокол "Летучая трава (Ризома)"
Станислав Шурипа "Окраины"
Станислав Шурипа "Окраины"
Ольга Чернышева "Возьми ничто и храни хорошо"
Ольга Чернышева "Возьми ничто и храни хорошо"
Дмитрий Каварга "Формообразование 721"
Дмитрий Каварга "Формообразование 721"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close