В публикуемых в сети Интернет судебных решениях отныне должны указываться названия участвующих в деле организаций. Новый регламент поддержания судебных сайтов утвердил президиум Совета судей России.
Прежняя временная инструкция вызвала многочисленную критику со стороны юристов и правозащитников. Декларировав «электронную гласность» судопроизводства, служители Фемиды ввели многочисленные, порой абсурдные, ограничения. Например, из текстов публикуемых судебных решений должны были исключаться названия всех компаний, тогда как сохранялись фамилии граждан (истцов и ответчиков). В итоге затруднялась идентификация в том числе недобросовестных участников рынка (банков, строительных и страховых компаний, жилкомсервисов и т.д.), к которым были предъявлены иски.
Новый регламент, утвержденный 27 января, исключает эти ограничения. Также не должны изыматься другие данные – об автомобилях (кроме регистрационных номеров), изобретениях и т.д. Нет в новом регламенте и требований «засекречивать» прозвища подсудимых.
Глава Института развития свободы информации Иван Павлов считает новые изменения – «косметической правкой». «Хорошо, что исключили явные противоречия. Так, названия компаний больше не признаются персональными данными, хотя под это понятие изначально могли подпадать только сведения о гражданах. Но остались некоторые абсурдные требования. Например, нужно исключать из публикуемых решений информацию о недвижимости и ином имуществе, «если эти сведения не относятся к существу дела». Что такая информация вообще делает в судебных актах?» – недоумевает правозащитник.
В целом, по его мнению, тенденция не изменилась – суды пытаются урезать размещаемую информацию. Такие выводы подтверждаются новыми ограничениями, которые ввел Совет судей. Де-факто он отказался от закрепленного федеральным законом принципа обязательности публикации всех решений – разрешено размещение на сайте одного из многочисленных однотипных актов, «наиболее характерного для данного вида правоотношений». Также можно вместо полных текстов публиковать некие извлечения.
В то же время новый регламент предъявил жесткие технические требования к устройству сайтов. Например, вся информация и файлы должны просматриваться без использования платных программных средств (например, нельзя хранить документы в формате DOC и т.д.). Запрещается вводить обязательную регистрацию для доступа к судебным сайтам, требовать от пользователей указывать свое имя и т.д.
На сегодняшний день единой практики применения даже ранее действующего регламента не сложилось. Например, в некоторых публикуемых на сайте Санкт-Петербургского городского суда решениях скрываются названия компаний-ответчиков, в иных – они сохраняются. Зачастую исключаются все даты, марки автомобилей и т.д. Иногда – сохраняются даже паспортные данные юристов и т.д.
Напомним, что по действующему с 1 июля 2010 года федеральному закону суды должны публиковать все принимаемые решения практически в полном объеме. Исключения составляют связанные с государственной безопасностью, половыми преступлениями, семейные и некоторые иные дела. Закон допускает деперсонификацию размещаемых судебных актов, но только в целях обеспечения безопасности участников процесса.