Все 100% долей в ОАО «Орловский тоннель» передано правительству Петербурга. По специальному постановлению правительства капитал проекта выведен из другого пока еще на сто процентов городского акционерного общества «Западный скоростной диаметр». «Разделить» их было необходимо для привлечения частного капитала.
Постановление о «принятии в дар» акций ОАО «Орловский тоннель» - 95% от ОАО «ЗСД» и 5% от «Санкт-Петербургского агентства прямых инвестиций» - было подписано губернатором в конце января 2011 года, как раз перед официальным объявлением о старте концессионного конкурса на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра.
Сейчас собственником ста процентов долей в уставном капитале тоннеля владеет государственная управляющая компания, созданная при правительстве. Перестав быть аффилированной компанией «Западного скоростного диаметра», коей «Орловский тоннель» являлся с 2006 года, проект будет развиваться вне зависимости от руководства и будущих акционеров «ЗСД» из числа частного бизнеса.
По условиям соглашения на строительство тоннеля, заключенного городскими властями летом прошлого года с «Невской концессионной компанией», государственная компания должна будет организовать работу с инвестором по реализации проекта. В «НКК» сообщили, что эта работа уже ведется. В компании отметили, что проектирование проезда под Невой уже находится в завершающей стадии. Летом инвестор планирует получить положительное заключение Главгосэкспертизы, чтобы в сентябре 2011 года выйти на стройплощадку.
Согласно договору, сотрудничество «НКК» и городской управляющей компании продлится 25 лет, за которые инвестор, город и федеральные власти, которые вкладывают в проект деньги Инвестфонда, рассчитывают вернуть вложения за счет сбора платы за проезд под рекой. По предварительным данным, стоимость однократного пользования тоннелем будет установлена в размере 50 рублей с легкового автомобиля.
Схема привлечения средств в Западный скоростной диаметр несколько более сложна. Для завершения строительства самого сложного и дорогостоящего центрального участка дороги в ближайшее время будут размещены облигации ОАО «ЗСД». Первый заем оформят на 10 млрд рублей, до конца года общество сделает еще один выпуск на 15 млрд рублей.
Кроме того, вкладывать средства в строительство магистрали будет выбранный по конкурсу инвестор. По условиям, озвученным на этой неделе в Смольном, частная компания должна инвестировать не менее 82,86 млрд рублей. При этом после завершения строительства инвестор получит в управление не только свой участок, но и всю трассу целиком вместе с северным и южным участками, которые возводятся за счет городского и федерального бюджетов. Частная компания станет по своему выбору либо акционером ОАО «ЗСД», либо участником созданной совместно с городом управляющей компании. А значит, сможет закладывать диаметр под обеспечение привлекаемых на строительство займов.
Справка 1:
Орловский тоннель должен быть построен в 2015-м году. Длина тоннеля составит 3500 метров, он будет двухъярусным, с тремя полосами для движения в каждую сторону. Пропускная способность подземной переправы с левого на правый берег составит 60 тысяч автомобилей в сутки. Инвестиции в проект оцениваются в 47 млрд рублей.
Справка 2:
Западный скоростной диаметр, соединяющий районы Большого порта с трассой «Скандинавия», также планируется сдать к 2015-му году. Длина трассы составит 46,6 км. Общий объем инвестиций оценивается в 212 млрд рублей.
Мария Могилевская,
Фонтанка.ру