Расследование одного из самых резонансных уголовных дел завершено — бывший депутат Государственной думы РФ Михаил Глущенко, обвиняемый в тройном убийстве на Кипре в марте 2004 года и в вымогательстве 10 миллионов у петербургских бизнесменов братьев Шевченко, приступил к ознакомлению с материалами дела. Впрочем, речь идёт не об убийстве, а о выделенном в отдельное производство деле, в рамках которого Глущенко обвиняется только в вымогательстве.
Сначала — вымогательство
Напомним, следствие полагает, что Михаил Глущенко в период с 1 декабря 2003 года по 29 февраля 2004 года из некоего неустановленного места звонил в офис принадлежавшего братьям Шевченко ЗАО «Норд» и вымогал у них не менее 10 миллионов долларов. Якобы Михаил Глущенко разговаривал по этому поводу с покойным Вячеславом Шевченко, но требования свои адресовал и его брату Сергею. При этом, по мнению следствия, Глущенко угрожал физической расправой не только обоим братьям, но и их ближайшим родственникам.
Так как угрозы ни к чему не привели, то далее, опять же по версии следствия, Михаил Глущенко, находясь на Кипре в период с 21 по 24 марта 2004 года, организовал убийство приехавшего туда Вячеслава Шевченко, его друга и партнёра по бизнесу Юрия Зорина, а также переводчицы Валентины Третьяковой. Последние, судя по всему, погибли как свидетели преступления. Убийство произошло 24 марта в доме 21 на улице Кантариастон в деревне Пейя неподалёку от городка Пафос.
Впрочем, кровавая часть инкриминируемых Михаилу Глущенко преступлений пока остаётся в стадии предварительного расследования. В суд он пойдет по обвинению только в вымогательстве. Юрий Хабаров, адвокат Глущенко, полагает, что следствие избрало такую тактику, чтобы избавить себя от необходимости раз в месяц продлевать его подзащитному срок содержания под стражей. Получив же обвинительный приговор по «вымогательству», экс-депутат будет «прочно» сидеть, что позволит следствию с ним вдумчиво работать.
Кстати, в этом уголовном деле подробно описан механизм взаимоотношений между «крышей» в лице Михаила Глущенко и «крышуемым бизнесменом» в лице Вячеслава Шевченко.
10 миллионов долларов отступных
Сначала, как считает следствие, Вячеслав Шевченко сам обратился к Глущенко с просьбой об оказании специфических услуг. Это было на заре 90-х, а потому выглядело вполне естественным. С тех пор прошло много времени, бизнес братьев Шевченко стал успешным. Результатом успеха для Михаила Глущенко якобы стали ежемесячные 50 тысяч долларов, которые он получал от Вячеслава Шевченко в конверте.
Так продолжалось до 2002 года, когда Глущенко пришлось спешно покинуть Россию в связи с опасениями неприятностей со стороны сотрудников правоохранительных органов, занимавшихся расследованием убийства депутата Государственной думы Галины Старовойтовой.
По версии следствия, платежи продолжались — конверты получали доверенные лица Михаила Глущенко. В какой-то момент кипрский юрист Вячеслава Шевченко даже зарегистрировал на территории Кипра на имя Глущенко две фирмы, чтобы платежи перечислялись туда. Однако, плата за «крышу» неуклонно уменьшалась, а Вячеслав Шевченко в телефонных разговорах с Михаилом Глущенко не скрывал намерений вообще отказаться от оплаты данной услуги как изжившей себя. Тогда-то, по версии следствия, и возник разговор о 10-ти миллионах долларов в качестве отступных, после получения которых Глущенко якобы готов был забыть о бизнесе братьев Шевченко.
Однако, Вячеслав Шевченко не был готов отдать своей бывшей «крыше» такую сумму, что, по видению правоохранительных органов, и привело к трагедии.
Учитывая количество имеющихся в деле свидетельских показаний, из которых следует, что братья Шевченко стали объектом вымогательства 10-ти миллионов долларов со стороны Глущенко, обвинительный приговор по выделенному делу можно легко прогнозировать. Впрочем, это и так понятно. Намного более интересными представляются другие события, которые происходят в рамках расследования возбужденного по факту тройного убийства на Кипре уголовного дела.
Потом — убийства
Во-первых, у следствия, насколько нам известно, имеются весомые достижения в плане установления личностей преступников, которые непосредственно участвовали в кипрском преступлении. Напомним, с самого начала на основании показаний соседей Шевченко по улице Канатариастон было сделано предположение о том, что убийц было четверо: трое мужчин и женщина. По версии следствия, двумя мужчинами являлись Михаил Глущенко и приближенный к нему генеральный директор ЗАО «Культурно-досуговый центр «Территория Ультра» Сергей Ковалев, известный под псевдонимом Узбек. Ковалев в конце прошлого года был арестован, ему предъявлено обвинение в соучастии в тройном убийстве.
Кроме того, можно высказать предположение, что двумя другими участниками убийства следствие посчитает некоего Виктора, известного в деловых кругах под псевдонимом Крупа и, может быть, его подругу.
Второй любопытный нюанс: есть основания полагать, что от Михаила Глущенко ждут показаний по ряду громких преступлений, совершенных в Петербурге на протяжении последнего десятилетия. Причем, удобным для следствия вектором таких показаний могли бы стать рассказы о том, будто причастны к совершению этих преступлений столь раскрученные сегодня персоны как Владимир Барсуков и Василий Владыковский.
Надо сказать, что перспективы тут действительно грандиозные. Достаточно обратить внимание на один нюанс: к материалам уголовного дела о кипрском убийстве приобщена посмертная записка убитого на Кипре Вячеслава Шевченко. В ней, в частности, приведен огромный список преступлений, который покойный Шевченко связал с Михаилом Глущенко. Одним из них, в частности, Шевченко назвал убийство топливного магната Павла Капыша в 1999 году на набережной Лейтенанта Шмидта.
Так что, раздел истории «Бандитского Петербурга» под названием «Михаил Глущенко», судя по всему, только начинается. Нас ждёт немалое количество интересных разоблачений.
Константин Шмелев,
Фонтанка.ру