Верховный суд России разъяснил служителям Фемиды, как выплачивать компенсации гражданам в связи с длительностью рассмотрения их дела в суде.
Специальный федеральный закон, принятый в апреле этого года, не определяет методику расчета ни конкретных размеров компенсаций, ни «разумных сроков». Сам закон принимался для предупреждения споров, которые россияне выигрывают в Европейском суде по правам человека, и которые наносят как материальный (выплаты составляют несколько тысяч евро), так и репутационный вред России.
Дела, которые в принятом 8 декабря постановлении Президиума Верховного Суда РФ рассматриваются как прецедентные, свидетельствуют, что добиться компенсации в отечественном суде можно только, как минимум, отправив жалобу в Страсбург. Именно так поступил житель Воронежа Роман Хизвер, чей иск о возврате неисправной стиральной машины Zanussi рассматривался более семи лет, и туляк Владимир Кузовлев, судившийся почти девять лет!
Разъясняя вопрос компенсации, Верховный суд России указал на недостаточные и неэффективные действия служителей Фемиды, которые и повлекли затягивание разрешения спора. Так, Роман Хизвер ждал заседания полгода – сначала из-за болезни судьи, а потом из-за ухода его в отпуск. После того, как дело передали другому судье, оно пролежало без движения восемь месяцев, еще почти два года находилось у экспертов. Истец требовал выплатить ему в качестве компенсации 50 тысяч рублей, но получил только 30 – ведь четыре раза заседания откладывались из-за неявки самого Романа Хизвера, причем только один раз он заявил об уважительной причине.
А вот Владимиру Кузовлеву государство выплатит компенсацию в 80 тысяч рублей. Он судился с нотариусом и регистрационным центром, удостоверившими и зарегистрировавшими якобы подписанный его умершим родственником договор дарения квартиры. Причем почти 30 раз судебные заседания откладывались по разным причинам, в том числе из-за неявки сторон, отсутствия информации об их уведомлении, слушания тем же судьей уголовного дела и т.д.
Верховный суд России указал, что сумма компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок должна определяться с учетом обстоятельств по конкретному делу. Причем для защиты собственных интересов истец вправе использовать все гарантированные ему законом процессуальные средства – подача различных ходатайств, отводы судей и прочие меры не могут считаться попыткой затянуть дело и приводить к снижению размера компенсаций. В то же время никаких формул расчета в постановлении Верховного суда России также не приводится.
Напомним, что в 2007 году Европейский суд по правам человека обязал нашу страну выплатить компенсацию в 6200 евро жителю деревне Кресты Тульской области Марку Шнейдерману, спор о взыскании пенсии которого разрешался с октября 1993 по февраль 2006 года (почти тринадцать лет). Дело «Шнейдерман против России» подтолкнуло Россию к принятию специального закона, но высшая судебная инстанция не считает возможным использовать для расчета компенсаций установленный в Страсбурге по этому спору «тариф» (примерно 40 евро в месяц).
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, с нарушением срока рассматривает около 1% всех гражданских дел, причем в большинстве случаев задержка не превышает нескольких месяцев. Более существенное затягивание в прошлом году выявлено только в 1058 случаях (0,008% от общего числе разрешенных споров).