Турфирмы, агентства и иных продавцов авиабилетов на чартерные рейсы обязали возвращать желающим отказаться от полета клиентам уплаченную за перевозку сумму. Эти и другие поправки в действующие Федеральные авиационные правила подписал министр транспорта России Игорь Левитин. Документ, 14 декабря прошедший регистрацию в Минюсте, может вступить в силу уже в этом году.
Принятый почти 14 лет назад Воздушный кодекс РФ предусмотрел безусловное право пассажира вернуть уплаченную за авиабилет сумму, если он отказался от полета не менее чем за сутки. А если желание возникло даже за час до вылета – авиакомпания обязана была вернуть не менее 75 процентов перевозочной платы.
Однако на практике эта норма не исполнялась, в первую очередь в отношении пассажиров чартерных рейсов: действующие Федеральные авиационные правила предусматривали очень обтекаемую формулировку о возврате таких билетов в установленном законом порядке. А поскольку порядка не было, то туроператоры – фрахтователи рейсов, а также сами авиакомпании, отказывались отдавать деньги в случае отказа туриста от полета.
Утвержденные поправки уточняют, что выплачивать стоимость возвращаемого билета должна та компания, которая его продала самому пассажиру (это может быть турфирма, агентство или др.). В дальнейшем сам продавец будет «раскрутить цепочку» – требовать деньги от своего партнера и т.д. «Позитивный смысл этого нововведения состоит не только в урегулировании спорного вопроса, но и в разграничении ответственности между перевозчиком и фрахтователем чартера, – полагает Роман Захаров, главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». – Еще одно изменение прямо указывает, что теперь в билетах на чартерные рейсы не указывается цена (ранее это оговаривалось мягче: «может не указываться»). Потому как авиакомпания чаще всего и не знает, сколько для конкретного пассажира стоил билет на чартер, да и для самого туриста она, чаще всего, является лишь одной из слагающих цены турпоездки».
Уточнены и другие спорные нормы правил. Например, если пассажир указал при бронировании реквизиты внутригражданского паспорта, а на регистрации предъявил, допустим, заграничный, авиакомпания обязана внести изменения в билет и допустить такого пассажира к полету. В настоящее время этот вопрос не урегулирован, что позволяло перевозчику отказаться от перевозки гражданина с другим удостоверением личности.
Чиновники защитили и интересы самих авиакомпаний, в первую очередь отечественных. Так, они больше не обязаны руководствоваться законодательством стран, в которые совершаются рейсы. В частности – летающие в страны Старого Света перевозчики смогут игнорировать строгие (http://www.airbaltic.ru/public/postanovlenie_es_no_261_2004.html) директивы Евросоюза (Постановление ЕС № 261/2004), предусматривающие право пассажира на получение компенсации за опоздание самолета, отмену рейса и пр.
Кроме того, Минтранс разрешил агентствам при продаже авиабилетов взимать дополнительную плату за свои услуги, в том числе по подбору оптимального маршрута перевозки или т.п. «Поскольку многие авиакомпании снизили или вообще не выплачивают комиссию агентам, то во многих кассах и в турфирмах давно введен сбор за продажу билетов. Таким образом, государство подталкивает пассажиров к покупке билетов через Интернет или в кассах самих авиакомпаний», – полагает Роман Захаров.
Внесенные в Федеральные авиационные правила изменения вступят в силу через десять дней после их официального опубликования, которое может состояться в ближайшее время.