18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
15:38 17.11.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Зимы не будет?

Контрабасисту Владимиру Волкову – 50. На сегодняшний день он - один из тех, кто олицетворяет современный отечественный джаз, кто имеет серьезную европейскую фестивальную репутацию. Ему, однако, этого мало. Волков глубоко исследует старинную музыку, погружается в барочное исполнительство. И еще: Волков сегодня – непременное условие существования подлинно современного, остроактуального музыкального проекта.

Зимы не будет?

Контрабасисту Владимиру Волкову – 50. На сегодняшний день он - один из тех, кто олицетворяет современный отечественный джаз, кто имеет серьезную европейскую фестивальную репутацию. Ему, однако, этого мало. Волков глубоко исследует старинную  музыку, погружается в барочное исполнительство. И еще: Волков сегодня – непременное условие существования подлинно современного, остроактуального музыкального проекта.

В конце 1970-х, студентом училища имени Н.А. Римского-Корсакова, он вышел на джазовую эстраду Ленинграда, вначале – в ансамбле Игоря Бутмана. Затем – хотя по окончании консерватории Волков успел потрудиться в симфоническом оркестре, – сложился дуэт с трубачом и композитором Вячеславом Гайворонским, одно из самых ярких и самобытных явлений эпохи третьего, позднего расцвета советского джаза.



Опыт, образование, теоретическая оснащенность более взрослого Гайворонского очень многое дали Волкову. Дуэт постоянно существовал полтора десятилетия, но и тогда Волков играл с другими крупнейшими джазменами – Владимиром Тарасовым, Недом Роттенбергом, Пятрасом Вишняускасом, Кешеваном Маслаком. Уже в 1990-х – в «Интерджазе» Андрея Кондакова, в квартете Кондакова – Бутмана, в трио Аркадия Шилклопера. Словом, Волков стал одним из тех, кто олицетворяет современный отечественный джаз, кто имеет серьезную европейскую фестивальную репутацию. А кроме того, как уже было сказано, увлекается аутентичной музыкой, играя на виоле да гамба.

Параллельно начинается сотрудничество с музыкантами и коллективами, явно выходящими за рамки джаза и тяготеющими то к поиску в сфере русской и азиатской музыкальной архаики, к неофольклоризму, то к тотальному эксперименту на академической территории. Он играл в составе радикально-авангардистского «Оркестра московских композиторов», в российско-голландском квартете «Вершки-да-корешки». С Сергеем Курехиным и «Поп-механикой». С этномузыковедом, исследователем русского фольклора и вокалистом Сергеем Старостиным. С тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Туу» и Саинхо Намчылак. В 1995 году создал собственный долгоиграющий и широко известный коллектив – акустическое «Волков-трио», в которое входят музыканты с мощным рок-бэкграундом Слава Курашов и Денис Сладкевич.



Импровизационное искусство Волкова само по себе очень близко к театру и к перформансу. Вполне естественно, что на этом пути он сотрудничал с «Деревом» Антона Адасинского, а сегодня работает с Павлом Семченко и театром «АХЕ». Рядом с ним всё время разные артисты и музыканты. Его контрабас – не только аккомпанирующий инструмент, тонкий участник ансамблевого диалога, но и виртуозный солист, невероятный по заразительности и куражу.

Стилистическая всеядность Волкова сама по себе поразительна. Но не это в нем как в художнике главное. Главное – что сложение разных стилей, манер, художественных задач дали не арифметическую сумму, а колоссальный, взрывной эффект. Его фантастическая энергетика ярче всего воплотилась в замечательном дуэте с лидером рок-группы «Аукцыон» Леонидом Федоровым.

Волков – автор саундтреков, обаятельный мелодист. Но и в мышлении Волкова-импровизатора всегда ощутим композитор с невероятным по разнообразию слуховым опытом и жестким отбором средств. Устремленный вперед, Волков как никто укоренен одновременно, кажется, в полярных традициях. Никого из музыкантов его круга так привычно не встретишь в концертном зале. Играют Вторую симфонию Лютославского – Волков в зале. Вечер английской музыки эпохи барокко – здесь. Продолжать можно долго.



…Значит, думается, не всё было напрасно. Вот, оказывается, куда вели: советский фри-джаз густого фестивального разлива, лучшее в академическом авангарде 1970-80-х, неофольклорная волна, новая импровизационная музыка России и ближайших прибалтийских соседей, первые робкие перформансы, барочные сходки с конспиративными сделками по поводу старинных инструментов, хриплая острота и ернический вызов ленинградских рок-н-ролльных квартирников. А если копать глубже – хлебниковская заумь и музыкальные ассоциации обэриутов-чинарей: не случайно столь важным событием стал альбом Федорова–Волкова «Безондерс» (2005) на тексты Александра Введенского.

Волков делает сложнейшее – простым. Бесконечно глубокое – доступным. Молчаливый, длинный, худой, с лицом ренессансного лютниста, Волков – из главных, самых правильных музыкантов нашего времени. Времени, когда жизнь музыканта страшно усложнилась. Особенно – при наличии ума и таланта. Ведь почти невозможно проскользнуть между глянцевой дешевкой попсы и снобистской герметичностью авангарда. У него получается.

Константин Учитель
«Фонтанка.ру»

Фото: Дмитрий Конрадт

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»
 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор