0

Эрмитаж дорос до Главного штаба

Музейный Петербург обогатился новыми выставочными площадями — в самом центре города торжественно открыли обновленное крыло Главного штаба. Новодел от исторического кирпича пытался отличить корреспондент «Фонтанки».

Фото пользователя viky на fotki.yandex.ru
Фото пользователя viky на fotki.yandex.ru
ПоделитьсяПоделиться

Музейный Петербург обогатился новыми выставочными площадями — в самом центре города торжественно открыли обновленное крыло Главного штаба. Новодел от исторического кирпича пытался отличить корреспондент «Фонтанки».

Новые помещения Эрмитажа в здании Главного штаба ни с чем не спутать и аналогов им, пожалуй, в Петербурге пока нет, когда внутри исторических стен размещено такое количество выставочных помещений. Впрочем, пока можно только предположить, как это будет. На момент открытия арт-объектов в обновленных стенах оказалось всего два. И те временные. Во время экскурсии в одном из залов гостей ожидали «ожившие» картины Анри Матисса «Музыка» и «Танец».

С первого шага за двери с вечерних морозных улиц Петербурга создается очень странное ощущение: огромные пространства, чувство «воздуха», но в то же время холодное сочетание благородного мрамора и утилитарного бетона. При этом внутри, несмотря на действительно впечатляющие объемы атриумов, - тепло. Система кондиционирования и поддержания оптимальной температуры — одно из основных требований музея к новым помещениям. Впрочем, стоит признать, тепловые пушки, спрятанные в дверях на этажах, тоже явно внесли свой вклад в ощущение комфорта. Входящие, люди преимущественно из архитектурной среды, в большинстве своем невольно вдыхали и говорили: "как просторно". Но то и дело среди приглашенных звучало напряженное «новодел?» и ответное - «что же...» (в значении, не без того).

Просторный гардероб и технический этаж в целом ни на минуту не дадут поверить, что все эти серо-бетонные стены с вкраплениями красного — музей. Холодный свет люминесцентных ламп и полное отсутствие привычных декоративных элементов, свойственных классическим музеям северной столицы, создает пространство, больше похожее на крытую парковку, переходы метрополитена. Но, с другой стороны, от этих стен веет современными европейскими музеями, которые не отвлекают зрителей от шедевров своей утилитарностью и незаметностью.

Собственно, именно таким музеем, судя по всему, и планирует стать Эрмитаж. По словам его директора Михаила Пиотровского, это единственный музей в Европе, развивающийся динамически, а не накапливающий свои фонды. Новая ступень — современные выставочные пространства, в том числе и такие, а также демонстрация коллекции прямо в хранилищах.

Нейтрально-серые стены внутри атриумов (по таким фотографы любят отстраивать баланс белого) тоже вряд ли отвлекут от будущих шедевров архитектуры и живописи. Они строги и детально повторяют фасады домов, составлявших Восточное крыло Главного штаба.

На входе в основные залы — огромная парадная лестница из итальянского мрамора. Из разговоры в кулуарах: итальянцы задержали поставку на две недели — строители сильно волновались, успеют ли к сроку. Несколько десятков ступеней ведут к огромным, 15-метровым дубовым дверям, толщиной с ладонь. На поверку оказалось, что, несмотря на всю массивность, створы можно открыть легким движением пальца. За ними — следующий «двор» - теперь атриум со световыми фонарями ставший неплохим концертным залом. Акустику «проверил» Василий Герелло, исполнивший в честь открытия музея несколько песен. По ощущениям корреспондента «Фонтанки» — было громковато, но зато создавалось очень реалистичное ощущение «stereo».

Еще неожиданная деталь - «мост над пропастью» - стеклянный пол, сквозь который отлично видно, что происходит на техническом этаже. Атриум весь целиком — серая штукатурка стен, строгая классическая окантовка окон, «прохладное» светлое дерево, нарочито грубый, будто необработанный, бетон и много стекла. Из него сделан не только пол в зале, но и на балконах переходов.

Внутри же внешних стен — классические музейные ажурные витые лестницы, лампы, восстановленные исторические печи-голландки. Все столь же минималистично.

Верхний этаж — апогей слияния классики и современности. На фоне педантичных белых стен весьма необычно смотрятся опять же бетонные стены световых фонарей, повторяющих формы и контуры пространства.

Выступающие официальные лица неоднократно напоминали о том, что эти помещения — нехарактерны для Петербурга. Творения Карла Росси повсеместно уже давно стали вместилищем искусства, культуры. Только Главный штаб миновал до последнего времени этой участи. Со сцены прозвучало сочувственное: «это здание натерпелось». В зале оказалось всего двое военных, которые к «бывшим хозяевам» - ЛенВО — имеют весьма опосредованное отношение (так как являются офицерами Военно-космической академии имени Можайского). Оба полковника (среди которых «Фонтанка» узнала начальника вуза Станислава Суворова) после этих слов согласно и, похоже, сокрушенно закачали головами.

Пока в эксплуатацию введена только первая очередь всего комплекса. В будущем все дворы-артиумы будут соединять одинаковые огромные дубовые двери, подобно анфиладе парадных залов Эрмитажа, стоящего прямо напротив. Кстати, именно из окон Главного штаба открывается лучший вид на Дворцовую площадь: намного выше уровня земли, что позволяет увидеть площадь компактно, да еще и с эрмитажным фоном. Особенное ощущение создается зимним вечером: на Дворцовой огромные снежные сугробы, совсем близко главная городская ель, которая в высоте пытается соревноваться с Александрийским столпом, сзади торжественно сияет Зимний.

Еще одна примечательная деталь. Среди современных материалов повсеместно сквозит то, что на профессиональном языке называется музеефикацией — следы исторического слоя, чтобы было видно, из чего и на основе чего сделано здание. В одном из переходов вдруг возле очередного окна на фоне гладкой белой штукатурки ярким пятном проявляется оставленная углом оригинальная красная кладка. В полу оставлены стеклянные панели, сквозь которые видны части старых конструкций и кладки. В выставочном зале архитектурная мастерская «Студия 44», занимавшаяся преобразованием пространства Штаба, оставила огромную чугунную стяжку, нависающую через весь зал. Руководитель мастерской Никита Явейн кому-то из гостей посетовал, мол, все авторы и инсталляторы будут наверняка требовать убрать ее.

Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»

Справка:

Реконструкция левого крыла Главного штаба началась в 2008 году. Проект, разработанный «Студией-44», которую возглавляет Никита Явейн, сразу сочли значимым архитектурным событием. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с воодушевлением сообщил, что проект реставрации позволит создать современный музей, не нарушая требований, которые поставил перед Эрмитажем комитет по охране памятников.

Из 45 залов первой очереди 30 нуждались в комплексной реставрации. Самым сложным стала прокладка инженерных сетей. Кроме того, специалистами было уделено большое внимание сохранившимся элементам декора интерьеров. Росписям эпохи ампира был возвращен их первоначальный облик. В тех помещениях, где из-за многочисленных протечек, нередко случавшихся еще в прошлом веке, большая часть живописи была утрачена, художники-реставраторы по аналогии с сохранившимися фрагментами воссоздали ее с максимальной точностью. Отреставрировано 26 кафельных печей, в мастерских были отреставрированы подлинные двери и детали металлического декора.

В чердачном пространстве Главного штаба сохранился подлинный световой фонарь Росси, который после реставрации, как и два века назад, готов освещать два этажа новых экспозиций.

Реконструкция Главного штаба проходит в рамках проекта Фонда инвестиционных строительных проектов, средства на который выделили Международный банк реконструкции и развития и правительство РФ.

В план работ входит: ремонт и реставрация помещений восточного крыла, интерьеров и фасадов, заглубление дворов и подвалов ниже отметки существующих фундаментов на полметра, усиление фундаментов и стен. Завершение всего комплекса работ намечено на 2014 год.

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...