Сейчас

+16˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+16˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как 17

1 м/с, ю-з

759мм

85%

Подробнее

Пробки

1/10

Танго печали и сарказма

1874
ПоделитьсяПоделиться

В центральном выставочном зале «Манеж» работает выставка петербургских художников Надежды Эверлинг и Михаила Гавричкова.

Надежда Эверлинг. "Бутылки на окне"
Надежда Эверлинг. "Бутылки на окне"
ПоделитьсяПоделиться



В 2006 году куратор «Манежа», заведующая отделом новейших течений Лариса Скобкина придумала проект «Крупным планом». Раз в год масштабное пространство выставочного зала делилось между двенадцатью (потом пятью) избранными художниками города: среди них были Анатолий Заславский, Геннадий Устюгов, Владимир Шинкарев и еще человек двадцать старшего и среднего поколения, но большей частью из тех, что в 70-е были нонкомформистами, а сейчас оказались последними из могикан-живописцев, которые не заняты ни коммерцией, ни модой и не ходят легкими путями готовых шаблонов. Как сказал один из их товарищей по цеху, это люди, которые видят и чувствуют.

Надежда Эверлинг. "Ворота"
Надежда Эверлинг. "Ворота"
ПоделитьсяПоделиться



В этом году скобкинский проект по неведомым причинам переселили с Конногвардейского бульвара в так называемый Малый зал «Манежа» – выставочное помещение на канале Грибоедова, 103, аутентичное и живое, но со слегка маргинальным оттенком – вроде отремонтированной коммуналки. Выставки там получаются стильные, однако свой городской масштаб проект мгновенно утратил. И вместо шикарной презентации, так похожей на официальное признание, художники получили обычные «персоналки» в креативном, но абсолютно не официальном пространстве. И выставлять их приходится по очереди – не помещаются.

Надежда Эверлинг. "Детская площадка"
Надежда Эверлинг. "Детская площадка"
ПоделитьсяПоделиться



Первыми в новом формате оказались Надежда Эверлинг и Михаил Гавричков. Эверлинг – театральный художник, и каждую выставку делает как спектакль, с внутренним сюжетом и тайной режиссурой. На этот раз в двойной выставке есть еще и полифония: тематическое и стилистическое двухголосие.

Надежда Эверлинг. "Качели"
Надежда Эверлинг. "Качели"
ПоделитьсяПоделиться



Эверлинг выставила монументальные коллажи и живопись малых форматов. Коллажи, как всегда у нее, экспрессивны и эксцентричны. А живопись – выхваченные острым взглядом фрагменты банальной повседневности. Бутылки на окне, лица прохожих в капюшонах, ларьки, дворник на фоне свинцово-оранжевого вечера, разноцветная детская площадка – мир беспросветно убог. Если бы не один секрет: цвет. Цвет полон жизни, и это вступает в противоречие и со скептическим взглядом на мир, и с потаенным депрессивным настроем художницы. Упоение цветом, колористический восторг (и даже юмор: гамма зашкаливает до поп-артовской) создает необычную и чисто живописную драматическую коллизию: коллизию формы и цвета. На одной из самых лучших и самых утонченных работ Эверлинг изображен алкаш, зашедший по нужде за вентиляционную будку в сиреневом сумеречном дворе, и точном, и тонком по цвету. Сюжет груб, а колорит изыскан; в сюжете – ирония, в цвете – печаль. И печали на самом деле гораздо больше, чем сарказма.

Михаил Гавричков. "Тень"
Михаил Гавричков. "Тень"
ПоделитьсяПоделиться



Сарказм – у Гавричкова. В его живописи тоже использованы элементы поп-арта, и не только. Гротескный лубок из жизни отечественной мафии решен в современной стилистике комикса и демонстрирует «наивный» (в терминологическом смысле!) интерес к брутальному и агрессивному, грубо-мужскому образу «хозяев жизни». Так рисуют дети, идентифицируя себя с миром, в котором живут, и запечатлевая его в картинках. Однако для художника это, конечно, маска. Это саркастическая клоунада художника. Кто ж поверит, что Гавричков, утонченный иллюстратор Гофмана, мастер старинных и многотрудных техник классического офорта имеет какое-то отношение к миру крутых братков и их крутых тачек?

Михаил Гавричков. "Долбят"
Михаил Гавричков. "Долбят"
ПоделитьсяПоделиться



Офорты он тоже выставил – про жизнь, кипящую на улицах спального района, которая предстает фантасмагорией в духе того же Гофмана. Офорты жесткие, колючие, а живопись тяготеет к обобщенным цветовым и композиционным формам, даже формулам. На плоской оранжевой стене – гигантская грязно-синяя тень охранника дачи. А на мощной, во весь холст, зеленой цистерне с надписью «спирт» победно возвышается мужик в оранжевой рабочей тужурке. И в небесах над цистерной реет розоватая чайка.

Михаил Гавричков. "Тень"
Михаил Гавричков. "Тень"
ПоделитьсяПоделиться



Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»

Репродукции работ любезно предоставлены художниками.

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Надежда Эверлинг. "Бутылки на окне"
Надежда Эверлинг. "Бутылки на окне"
Надежда Эверлинг. "Ворота"
Надежда Эверлинг. "Ворота"
Надежда Эверлинг. "Детская площадка"
Надежда Эверлинг. "Детская площадка"
Надежда Эверлинг. "Качели"
Надежда Эверлинг. "Качели"
Михаил Гавричков. "Тень"
Михаил Гавричков. "Тень"
Михаил Гавричков. "Долбят"
Михаил Гавричков. "Долбят"
Михаил Гавричков. "Тень"
Михаил Гавричков. "Тень"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close