В центральном выставочном зале «Манеж» работает выставка петербургских художников Надежды Эверлинг и Михаила Гавричкова.
В 2006 году куратор «Манежа», заведующая отделом новейших течений Лариса Скобкина придумала проект «Крупным планом». Раз в год масштабное пространство выставочного зала делилось между двенадцатью (потом пятью) избранными художниками города: среди них были Анатолий Заславский, Геннадий Устюгов, Владимир Шинкарев и еще человек двадцать старшего и среднего поколения, но большей частью из тех, что в 70-е были нонкомформистами, а сейчас оказались последними из могикан-живописцев, которые не заняты ни коммерцией, ни модой и не ходят легкими путями готовых шаблонов. Как сказал один из их товарищей по цеху, это люди, которые видят и чувствуют.
В этом году скобкинский проект по неведомым причинам переселили с Конногвардейского бульвара в так называемый Малый зал «Манежа» – выставочное помещение на канале Грибоедова, 103, аутентичное и живое, но со слегка маргинальным оттенком – вроде отремонтированной коммуналки. Выставки там получаются стильные, однако свой городской масштаб проект мгновенно утратил. И вместо шикарной презентации, так похожей на официальное признание, художники получили обычные «персоналки» в креативном, но абсолютно не официальном пространстве. И выставлять их приходится по очереди – не помещаются.
Первыми в новом формате оказались Надежда Эверлинг и Михаил Гавричков. Эверлинг – театральный художник, и каждую выставку делает как спектакль, с внутренним сюжетом и тайной режиссурой. На этот раз в двойной выставке есть еще и полифония: тематическое и стилистическое двухголосие.
Эверлинг выставила монументальные коллажи и живопись малых форматов. Коллажи, как всегда у нее, экспрессивны и эксцентричны. А живопись – выхваченные острым взглядом фрагменты банальной повседневности. Бутылки на окне, лица прохожих в капюшонах, ларьки, дворник на фоне свинцово-оранжевого вечера, разноцветная детская площадка – мир беспросветно убог. Если бы не один секрет: цвет. Цвет полон жизни, и это вступает в противоречие и со скептическим взглядом на мир, и с потаенным депрессивным настроем художницы. Упоение цветом, колористический восторг (и даже юмор: гамма зашкаливает до поп-артовской) создает необычную и чисто живописную драматическую коллизию: коллизию формы и цвета. На одной из самых лучших и самых утонченных работ Эверлинг изображен алкаш, зашедший по нужде за вентиляционную будку в сиреневом сумеречном дворе, и точном, и тонком по цвету. Сюжет груб, а колорит изыскан; в сюжете – ирония, в цвете – печаль. И печали на самом деле гораздо больше, чем сарказма.
Сарказм – у Гавричкова. В его живописи тоже использованы элементы поп-арта, и не только. Гротескный лубок из жизни отечественной мафии решен в современной стилистике комикса и демонстрирует «наивный» (в терминологическом смысле!) интерес к брутальному и агрессивному, грубо-мужскому образу «хозяев жизни». Так рисуют дети, идентифицируя себя с миром, в котором живут, и запечатлевая его в картинках. Однако для художника это, конечно, маска. Это саркастическая клоунада художника. Кто ж поверит, что Гавричков, утонченный иллюстратор Гофмана, мастер старинных и многотрудных техник классического офорта имеет какое-то отношение к миру крутых братков и их крутых тачек?
Офорты он тоже выставил – про жизнь, кипящую на улицах спального района, которая предстает фантасмагорией в духе того же Гофмана. Офорты жесткие, колючие, а живопись тяготеет к обобщенным цветовым и композиционным формам, даже формулам. На плоской оранжевой стене – гигантская грязно-синяя тень охранника дачи. А на мощной, во весь холст, зеленой цистерне с надписью «спирт» победно возвышается мужик в оранжевой рабочей тужурке. И в небесах над цистерной реет розоватая чайка.
Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»
Репродукции работ любезно предоставлены художниками.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»