Петербург сделал еще один шаг, чтобы добиться столь желанного, хотя и сомнительного по мнению некоторых экспертов, статуса «русский Дейтройт». 8 декабря в городе был открыт промышленный комплекс, на территории которого расположены семь заводов по производству комплектующих для автомобилей Hyuindai. Впрочем, на цену автомобиля локализация производства пока не повлияет.
Комплекс, именуемый «Промышленный парк поставщиков Hyuindai», расположен там же, где и сам автомобильный завод – на окраине поселка Каменка. Именно так в кино изображают секретные военные базы: безлюдное место, лес, охраняемая территория и одинаковые корпуса из стекла и металла.
Сама официальная церемония проходила в одном из цехов комплекса. Внутри все выглядело чисто, стерильно и не по-российски функционально. Но зато речи представителей южнокорейской делегации сильно отличались от того, что можно обычно услышать на официальных церемониях в России: каждый выступающий сначала долго приветствовал всех почетных гостей, не забывая ни имен, ни должностей, потом коротко говорил о важности проекта, а в конце, прощаясь, еще раз упоминал всех тех, кого, с точки зрения восточного этикета, никак нельзя было не поблагодарить.
Речь губернатора Валентины Матвиенко была более краткой: особенно глава города отметила бывшего городского чиновника Максима Соколова, который, работая председателем комитета по инвестициям и стратегическим проектам, «приезжал сюда в резиновых сапогах, искал среди болот подходящую площадку». А вот церемония символического пуска завода вышла у корейских гостей вполне российской: пока Валентина Матвиенко и главы компаний-поставщиков нажимали на большую синюю кнопку, один из членов корейской делегации судорожно махал кому-то в глубине цеха. Увидев его жестикуляцию, рабочие запустили роботов на конвейере. Роботы пару минут поработали вхолостую, а потом их отключили от греха подальше.
По-настоящему промышленный парк заработает в ближайшие дни. Сразу семь компаний будут производить комплектующие для автомобиля Hyuindai Solaris, официальный релиз которого намечен на январь 2011 года. Правда, полной локализации производства не будет: по словам руководителя PR-службы завода Hyuindai Марии Мальцевой благодаря этому комплексу 45% всех комплектующих для автомобиля Solaris будут создаваться в Каменке. Остальные детали, такие как двигатель и трансмиссия, по-прежнему придется ввозить из-за рубежа. В Петербурге будут производиться детали корпуса (компания «Шинь Ян Рус»), передняя опора двигателя, задняя и передняя подвеска, топливные баки («Донхи Рус»), дверные рамы («Сангву Хайтек Рус»), обшивка салона («НВХ Рус»), глушители («Сэчжонг Рус»), системы кондиционирования («Дувон Рус») и сиденья («Дэвон Рус»).
Общие инвестиции в проект составили около 250 млн долларов. В настоящее время мощности индустриального парка рассчитаны на производство 150 тысяч комплектов деталей в год, однако в конце 2011 года, после строительства дополнительных корпусов, планируется увеличить мощности до 200 тысяч комплектов. Пока комплекс будет обслуживать только интересы завода Hyuindai. Однако, по словам Марии Мальцевой, «если наши партнеры захотят сотрудничать с другими автомобильными заводами, мы не будем чинить им никаких препятствий. Правда, при этом они в первую очередь должны удовлетворять потребности компании Hyuindai».
Ее слова подтверждает и генеральный директор компании «Сангву Хайтек Рус» Бэ Джеонг Сунг (его компания выполняет функции управления проектом). «Мы готовы сотрудничать с другими заводами. Но это будет возможно только после того, как мы наладим производство автомобилей Hyuindai. К тому же для сотрудничества с другими компаниями нужно будет настроить оборудование под их стандарты, изменить технологию производства», – отмечает он. По словам Бэ Джонг Сунга, возможностями промышленного парка уже заинтересовались петербургский завод Nissan и калужский Volkswagen.
Впрочем, генеральный директор петербургского предприятия Nissan Дмитрий Михайлов не подтвердил эту информацию, заметив, что «конкретного интереса к площадке в Каменке с нашей стороны не было». Японская компания сама не исключает строительства заводов поставщиков рядом с основным предприятием, потому что, по словам Дмитрия Михайлова, «это нормальная европейская практика». Однако пока мощности завода Nissan составляют 50 тысяч машин в год, и в таких условиях строить некое подобие промышленного парка невыгодно. «Думать о таких проектах можно, если мощности составляют 150-200 тысяч автомобилей в год», – отмечает он.
Компания Ford также не планирует строить индустриальный парк рядом со своим заводом во Всеволожске. «Наша компания не диктует поставщикам, где им следует организовывать свое производство, для нас главным являются качество продукции и пунктуальность поставок», – отмечает пресс-секретарь Ford'а Екатерина Кулиненко. В настоящее время компания сотрудничает с поставщиками из Петербурга, Москвы, из центральной и южной России.
После открытия промышленного парка поставщиков Hyuindai в Петербурге насчитывается уже три предприятия, специализирующихся на производстве комплектующих для автопрома: в сентябре в Шушарах был открыт завод Magna, а совсем недавно, в конце ноября, в Горелово – завод «Интеркос-IV». Впрочем, по мнению экспертов, конкуренция этим предприятиям пока не грозит, и более того – та же Magna будет сотрудничать с Hyuindai: здесь будут штамповать металлические детали, которые потом будут доводить до ума на заводе «Шинь Ян Рус», входящем в промышленный комплекс.
По мнению Дмитрия Михайлова, локализация производства комплектующих снижает себестоимость продукции. Однако дальше каждая компания сама решает, что делать в таких условиях: снижать ли цену на автомобиль и делать ее более привлекательной или же оставить цену на прежнем уровне, добиваясь более высокой прибыли. Что касается автомобиля Hyuindai Solaris, то, по словам Марии Мальцевой, на механизм ценообразования будут влиять серьезные объемы инвестиций в проект промышленного комплекса, и поэтому, даже если бы локализации производства не было, его стоимость была бы такой же.
Цена Solaris'а, по данным директора автоклуба «А24» Дениса Шубина, будет составлять 380 тысяч рублей, то есть он будет находиться в одном сегменте с автомобилями Renault Logan и последними моделями Lada. Будет ли он при этом лучше качеством, покажет время: готовых вариантов автомобиля никто из экспертов пока не видел.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"