В субботу 20 ноября 2010 г. вступают в силу поправки в Правила дорожного движения, а в воскресенье 21 ноября – обновленный Административный кодекс правонарушений. Чтобы еще раз уточнить все тонкости нововведений, мы решили расписать каждый значимый пункт отдельно.
Ближний свет
Пункт 19.5 ПДД теперь изложен в следующей редакции: В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Теперь, вне зависимости от погодных условий и времени суток каждый автомобиль должен быть обозначен на дороге. Причем стоит отметить новый термин «Дневные ходовые огни», в определение которого габариты не входят. Подобной светотехникой оснащены лишь немногие новые автомобили, однако установочные комплекты подобных осветительных приборов можно купить в автомобильных магазинах.
Пешеходы
«Формально водитель, пролетающий перед носом идущего пешехода, пока прав – ни траектория, ни скорость движения человека на переходе не изменилась. Однако с 20 ноября водитель должен будет снизить скорость при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу вне зависимости от того, идут ли по нему люди или только собираются», – рассказал «Водителю Петербурга» Александр Холодов, вице-председатель Комитета по Защите прав Автомобилистов»
Теперь необходимость тормозить перед переходами закреплена законодательно пунктом 14.1, где слова "Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу" заменены словами: "Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода."
Обгон
Термин «обгон» несколько изменил свое значение и теперь связывается исключительно с выездом на встречную полосу и обязательным возвращением:
Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
«Обгон справа теперь разрешен», – констатировал с сожалением Александр Холодов. Действительно, новая редакция ПДД полностью исключает упоминание о таком маневре, поэтому водителям стоит опасаться так называемых «шахматистов», перестраивающихся на большой скорости из ряда в ряд – их действия теперь законны.
Круговое движение
Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в интернете. Многие водители не до конца прочитали новые правила и трактуют закон неверно. «Круги» станут главными, только если перед перекрестком висит знак 4.3 «Круговое движение» в сочетании со знаком 2.4 «Уступите дорогу» или знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено». Только так и никак иначе «круг» станет главным.
Такая организация дорожного движения удобна для всех водителей, ведь теперь круговое движение будет максимально быстрым. «Также данное нововведение будет удобно девушкам блондинкам, которые могут один раз заехать на круг и кататься по нему никому не мешая», – сказал с улыбкой Александр Холодов.
Как сообщили «Водителю Петербурга» в дирекции по организации дорожного движения в ближайшее время СПбГУ «ДОДД» проведет замену существующих технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков) с целью исключения конфликтных ситуаций по следующим адресам:
Невский район, площадь Бехтерева; особое внимание – изменение приоритетности
Московский район, площадь Победы
Кировский район, площадь Стачек; особое внимание – изменение приоритетности
Красногвардейский район, пересечение Екатерининского проспекта и улицы Репнинской
Центральный район, площадь Островского со стороны переулка Крылова; особое внимание – изменение приоритетности
Центральный район, Преображенский площадь со стороны переулка Радищева
Адмиралтейский район, площадь Тургенева
Приморский район, пересечение Коломяжского проспекта с улицами Генерала Хрулева и Аэродромной
Всего планируется установка 36 новых знаков на общую сумму 150 тысяч рублей. Как заявляет СПбГУ «ДОДД», работы будут проведены в рамках выполнения работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, причем сама замена знаков будет происходить преимущественно в ночное время.
Препятствие
Наконец-то в Правилах дорожного движения появилось определение «препятствие» – это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Таковым не являются, например, автобусы, высаживающие пассажиров, или пробка. Поэтому не стоит намеренно нарушать правила. Однако яма на дороге, реально являющаяся опасной для автомобилей, вполне может стать причиной выезда на встречку. Другое дело, знают ли об этих тонкостях инспекторы ДПС.
Как заявил Юрий Леонов, заместитель начальника отдела УГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до всех сотрудников доведены новые правила дорожного движения. На вопрос, будут ли пристегиваться водители автомобилей со спецсигналами ремнями безопасности был дан вполне очевидный ответ: «Они все в первую очередь водители, а лишь потом сотрудники ДПС».
Отдельных разъяснений по этому поводу произведено не было, поэтому верить в изменение ситуации с ремнями в спецмашинах не стоит – сотрудники таких автомобилей по прежнему могут отступать от ПДД во время езды со включенными спецсигналами, а это значит что в самые опасные моменты службы большинство по-прежнему будет игнорировать простейшие меры безопасности.
Нововведения в КоАП
С 21 ноября в Кодексе об административных правонарушениях изменяется ответственность по 4 нарушениям.
Выезд на трамвайные пути, предназначенные для встречного движения, теперь наказывается лишением права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев, а не штрафом в 1-1,5 тысячи рублей, как раньше.
Въехавших на одностороннюю улицу «против шерсти» могут наказать как лишением прав на 4-6 месяцев, так и снизить меру ответственности до штрафа в 5 тысяч рублей. Как заявил Юрий Леонов, «общение с водителями – это индивидуальный процесс. Если сотрудник ДПС почувствует, что нарушение было произведено с умыслом, то ни о каком снисхождении не может быть и речи». Однако Александр Холодов тут же уточнил, что выбирать меру наказания водителям будет суд. Так что при езде «против шерсти» по односторонней улице все так же будут составлять протокол, изымать права, а уже в районном суде будет решаться судьба водителя.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, теперь карается не предупреждением или 100 рублями, а суммой в 300 рублей. Проще говоря, нарушать знаки направления движения стало дороже.
Еще одно изменение связано лишь с изменением номера статьи. Часть 3 статьи 12.15 Кодекса, предусматривавшая ответственность за выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом или поворотом налево, в связи с внесенными изменениями в Правила дорожного движения (пункт 9.2) «переехала» в часть 2 пункта 12.16. Штраф за подобный проступок остался неизменным и составляет 1-1,5 тысячи рублей.
Вывод
В принципе, новая редакция Правил дорожного движения немногим отличается от старой. Многие уточнения и нововведения были сделаны на основании мирового и советского опыта. Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. А в нашем случае, еще и законодательно закрепленное.