Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Понедельник 15 ноября
Олег Меньшиков отмечает юбилей. У петербургских поклонников артиста появляется возможность поздравить своего кумира, подарив ему цветы и аплодисменты, а заодно полюбоваться его игрой в моноспектакле «1900-й», который будет показан на сцене Александринки два вечера подряд – 15 и 16 ноября. Начало в 19.00.
Фестиваль «Культурный альянс. Пермь–Питер» продолжают двухдневные гастроли на сцене «Балтийского дома» пермского «Театра-театра» под руководством министра культуры Пермского края Бориса Мильграма. Если мерить театральные коллективы по критерию экстравагантности названия, «Театр-театр», несомненно, претендовал бы на лидерство. По другим критериям его заслуги скромней. К тому же у коллектива наблюдается специфический крен в сторону, которая в добрые советские времена называлась музыкальной комедией, а Мильграму ошибочно представляется актуальным искусством. Крен покажут со всей пермской прямотой: 15-го – мюзикл «Доктор Живаго» по Пастернаку, 16-го – «трагическая оперетта» «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Начало в 19.00.
Вторник 16 ноября
В Большом зале Филармонии – вечер памяти Исаака Шварца. Выдающийся мелодист предстанет перед петербургской публикой не только как композитор кино: сыграют, конечно, фрагменты саундтреков и «Станционного смотрителя», и «Дерсу Узала», и «Невероятного пари», и «Последней жертвы», и «Дикой собаки Динго», и «Звезды пленительного счастья» – но главным номером вечера окажется семичастный концерт для оркестра «Желтые звезды». Начало в 19.00.
Музей городской скульптуры приглашает на выставку «Петербург Бориса Смелова»: на черно-белых фотографиях запечатлены сцены из жизни позднесоветского Ленинграда – от поэтичных статуй и мостиков до замученных бытом горожан.
Премьера театральной антрепризы «Восемь в кубе» – событие довольно колоритное. Режиссер Татьяна Вдовиченко, в послужном списке которой главными заслугами числятся многолетнее руководство тольяттинским театром «Дилижанс» и продюсирование музыкального диска Сергея Безрукова, решила воплотить на сцене роман Бориса Акунина «Левиафан». Фандорина сыграет молодой актер Дмитрий Паламарчук. Искать убийцу ему придется среди многоликой компании партнеров, в которой имеет смысл присмотреться к замечательной Виктории Ротановой, известной как по сольному вокальному проекту «Вика Элефант», так и благодаря ролям в «Формальном театре» Андрея Могучего. «Левиафана» будут показывать два вечера подряд, во вторник и среду, на сцене Театра им. Комиссаржевской, начало в 19.00.
Среда 17 ноября
В Концертном зале Мариинки в рамках III Международного фестиваля «Брасс-вечера» выступает Шведский духовой оркестр, усиленный виолончелистом Сергеем Ролдугиным (знаменитым, главным образом, близкой дружбой с первыми лицами российской власти) и блестящим трубачом Сергеем Накаряковым. Первый исполнит джазовый Концерт для виолончели и духового оркестра великого австрийского пианиста и остроумного композитора Фридриха Гульда, второй блеснет своим хитом – гершвиновской «Рапсодией в стиле блюз» в переложении для трубы. Начало в 19.00.
Большой зал Филармонии предоставляет свою сцену для концерта Юрия Шевчука. В компании группы «ДДТ» известный песенник и борец с авторитарными режимами сыграет программу «Сольник». Начало в 19.00.
Четверг 18 ноября
Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля фильм Софии Копполы «Где-то» («Somewhere») – атмосферная драма о буднях голливудской звезды – выходит в ограниченный прокат.
Американский композитор, музыкант и продюсер родом из Пуэрто-Рико Омар Родригес-Лопес играет в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Он известен участием во многих группах: прогрессив-роковой Mars Volta, дабовой De Facto, постхардкоровой At The Drive-In. В каждой занимал заметное место благодаря латиноамериканской харизме и виртуозности гитариста. Сольная карьера Родригеса-Лопеса процветает: он сотрудничает с Дамо Судзуки и Лидией Ланч, пестует индивидуальный, безудержно импровизационный и яростный стиль – с обильными диссонансами, сериями и неразрешимыми мелодическими и ритмическими противоречиями. Начало концерта в 20.00.
В книжном магазине «Порядок слов» состоится вторая лекция кинокритика Алексея Гусева из цикла «Спасение по правилам. Жанровое кино и религиозное сознание». На сей раз под прицелом – фантастический жанр. Покажут фильм Анджея Жулавского «На серебряной планете» («Na srebrnym globie»). Начало в 19.30.
Концертный зал Мариинского театра открывает Петербургу новое имя: впервые в нашей стране с сольным концертом выступит Салим Аббуд Ашкар. 34-летний пианист закончил Королевскую музыкальную академию в Лондоне и с конца 1990-х выступает на самых престижных концертных площадках мира. Для дебюта в России пианист выбрал представительную программу: Вторая английская сюита Баха, Ля-минорная соната Шуберта и две последних баллады Шопена. Начало в 19.00.
Триллер Пола Хаггиса «Три дня на побег» («The Next Three Days») с Расселом Кроу в главной роли любящего мужа жены-заключенной выходит в широкий кинопрокат.
В Мраморном дворце показывают инсталляцию двух пермских художников: Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, – привезенную из Пермского музея современного искусства в рамках «Культурного альянса Пермь–Питер». Инсталляция под названием «Экспедиция» похожа одновременно на топографическую карту и на горный пейзаж, а ее материалы – белые парафиновые свечи и порошок пепельного цвета – создают игру контрастов: черный – белый, огонь – пепел, абстрактное – фигуративное, объект – графика.
В Доме кино стартуют показы фестиваля короткометражек Future Shorts.
Люк Бессон берется за старое: в кинотеатрах появляется третья часть его незамысловатой эпопеи про минипутов – «Артур и война двух миров» («Arthur et la guerre des deux mondes»).
В Фонде Михаила Шемякина можно рассмотреть раритетные фотографии, на которых запечатлен японский танец буто в исполнении Мое Ямамото, ученика основоположника этого необыкновенного искусства Тацуми Хидзикаты.
В Доме кино прямо-таки сенсационное событие – открывается Неделя монгольского кино.
Галерея «Квадрат» представляет объекты и графику художницы Марины Жуковой, известной как автор многочисленных икон и росписей нескольких храмов: фигуры, свернутые из холстов с полусоскобленной краской, и ряд незаконченных рисунков выражают стремление развернуть творчество от созидания к созерцанию мира. Отсюда название «Ничесоже», означающее «ничего» на старославянском: Жуковой мало личного благочестия, ей и в картинах видится гордыня, которую она пытается смирить.
Пятница 19 ноября
Гран-при Михайловского театра – это не только конкурсный смотр молодых хореографических дарований, но и показ выдающихся работ маститых хореографов. Приглашенная в гости балетная труппа московского «Стасика» (Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) покажет балет Начо Дуато (новоиспеченного руководителя балета Михайловского театра) «В лесу» (сцена из него запечатлена на фотографии) и две работы Иржи Килиана. Начало вечера в 19.00.
В Малом зале Филармонии с традиционным осенним концертом выступит ансамбль старинной музыки Hortus musicus. В советские времена выступления этого эстонского коллектива проходили по ведомству музыкального диссидентства и культурного свободомыслия. Пусть с развалом одной шестой части суши Hortus musicus значительно подрастерял идеологическую привлекательность, но чисто музыкально коллектив, ведомый бородачом Андресом Мустоненом, остался по-прежнему манок. Начало в 19.00.
В «Новом музее» открывается еще одна выставка «Культурного альянса Пермь–Питер»: Пермский музей «совриска» представляет проект классиков отечественного соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида «Выбор народа». В 1990-х годах художники создавали «лучшие» и «худшие» картины для США, России, Китая, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Голландии, Исландии, Кении, Португалии, Турции и Украины, опираясь на эстетические предпочтения местных жителей, определенные в ходе социологических опросов. Идеальным полотном везде оказался пейзаж с обилием синего цвета, а меньше всего людей привлекали абстракции с геометрическими формами в серых и желто-оранжевых тонах. Теперь пришла очередь Перми и Петербурга, где социологи тоже выявили параметры желанной и нежеланной живописи.
Легендарная московская группа «Вежливый отказ» вернулась на сцену в 2006 году после долгого молчания, недавно записала блестящий альбом «Гуси-лебеди», с которым и приезжает в клуб «Шум» (5-я Советская улица, 45). Лихое смешение жанров – от городского романса до академического авангарда, – путаные и остроумные мелодические линии, звуковой ассамбляж: для «Вежливого отказа» важней неординарное сочетание тембров и техники игры, чем мощь и саунд-напор. Начало концерта в 20.00.
В Петербурге в четвертый раз стартует «Киберфест», фестиваль кибернетического искусства. В течение недели в Центре современного искусства им. Курехина, Молодежном центре Эрмитажа, галерее «Борей», помещениях Музея истории Петербурга и лофте «Арт-холл» можно увидеть видеоинсталляции, перформансы и объекты, связанные с темой трансформации бытовой обстановки в условиях развития современных технологий.
На экраны кинотеатров выходит долгожданное продолжение «Гарри Поттера». Радость поклонников британского мага в очочках будет неполной. «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1» («Harry Potter and the Deathly Hallows: Part I») является экранизацией лишь первой половины финальной книги цикла.
Центр графики, живописи и дизайна «StArt Академия» приглашает на выставку «Акварельная мозаика»: Петербургское общество акварелистов представляет работы 11-ти местных художников, выполненные в разных стилях и манерах. Также показывают несколько произведений Альберта Бенуа и Евгения Лансере, членов Императорского общества акварелистов, основанного в 1887 году.
Суббота 20 ноября
Буто – уникальный тип современного пластического театра. Это национальное японское искусство, но оно обладает всемирной отзывчивостью и тесно связано с тенденциями мирового пластического театра. Буто, возникшее как художественное направление после Второй мировой войны, базируется на древних традициях японского ритуала и миросозерцания – и одновременно рвет с ними, бросает им вызов, содержит трагедию человечности, попранной государственной и военной машиной, протест против абсурда бытия. Мое Ямамото, известнейший бутоист современности, обучавшийся у отца-основателя буто Тацуми Хидзикаты, выступит в Петербурге всего один раз – на сцене театра «Лицедеи». Начало в 19.00.
В Большом зале Филармонии в рамках пермского культурного десанта состоится петербургская премьера опуса на стихи Велимира Хлебникова «Дети выдры» от патентованного минималиста и проповедника «конца времени композиторов» Владимира Мартынова. Впервые это сочинение было исполнено в прошлом сентябре в Перми известной среди ценителей world music тувинской группой «Хуун-Хуур-Ту», московским ансамблем Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко, пермским хором «Млада» и лично композитором за роялем. Эти же исполнительские силы обещаны на петербургском концерте, который начнется в 19.00.
Михайловский театр представляет публике церемонию награждения и гала-концерт молодых дарований – лауреатов Гран-при театра. В качестве десерта будут показаны два коротких балета Иржи Килиана в исполнении артистов московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и недавняя премьера самого Михайловского – балет Славы Самодурова «Минорные сонаты». Начало вечера в 19.00.
В театре «За Черной речкой» в рамках фестиваля «Арт-окраина» и дней пермской культуры гостит пермский театр «У моста» под руководством Сергея Федотова. «Линенская трилогия» Мартина МакДонаха – лучшее, что имеется в репертуаре этого коллектива. В субботу, в 15.00 и 19.00, будет показана «Красавица из Линена», в воскресенье, в те же часы, – «Сиротливый Запад». Кто еще не видел, имеет смысл выбраться: это лучшие постановки МакДонаха в России, а артист Иван Маленьких творит на сцене настоящие чудеса.
Петр Мамонов выступит в свежеоткрывшемся концертном зале «Аврора» с программой под названием «Совсем недавно, и опять». Весной этого года Мамонов подвел творческие итоги серией «Давненько мы тебя не видели» и ушел в работу над спектаклем «Сказки братьев Гримм». Черновики, наброски и идеи «Сказок» можно будет оценить в нынешней программе. Все-таки нечасто артист пускает любопытствующую и нетерпеливую аудиторию на свою творческую кухню. Начало в 20.00.
В бюро «ФотоДепартамент» можно ознакомиться с серией необычных снимков московского фотографа Кира Эсадова «Интимный дневник отличника»: загадочные акты инициации, смутные фигуры и лица создают ощущение сомнамбулической неустойчивости, будто на фото запечатлены воспоминания о подростковом ужасе взросления.
В арт-центре «Пушкинская, 10» происходит традиционная смена художественных декораций. В Музее нонконформистского искусства открываются две выставки: ретроспектива Анатолия Васильева «Приближение к себе» с достоевско-кафкианскими живописными и графическими фантазиями – и экспозиция визуальной поэзии Дмитрия Авалиани «Я ящерка ютящейся эпохи», дающая полное представление о творчестве поэта, знаменитого палиндромами, анаграммами и особенно «листовертнями», на которых в зависимости от угла поворота листа читаются разные тексты. Галерея «Дверь» представит зеленолицый объект Дениса Патракеева «Гастра OZ» (см. на фото внизу), в арт-проекте «Парник» расположится собранный из кусков белого мрамора «Пантеон кнопки» Андрея Чежина, обновятся выставки и в других пространствах центра.
В Музее истории фотографии открывается выставка Александра и Георгия Семеновых, представляющих казанскую фотошколу: отец снимает сельскую романтику, от бескрайних просторов до полузатопленных лодок, сына увлекают портреты видных деятелей отечественной культуры и арт-фотография.
Воскресенье 21 ноября
В Концертном зале Мариинского театра Валерий Гергиев представляет программу «Русские темы», включающую «Симфонию на две русские темы» Глинки (с вариациями на «Камаринскую»), «Старинную музыку российских провинциальных цирков» Щедрина (с романсом «Очи черные», который в какой-то момент запоют оркестранты) и Вторую симфонию Чайковского. Начало в 12.00.
Михайловский театр завершает цикл вечеров, посвященных своему Гран-при, феерическим гала, составленным из миниатюр великого хореографа Ролана Пети. Вечер готовит верный оруженосец и сподвижник Пети Луиджи Бонино: наряду с солистами Михайловского балета в нем будут участвовать балетные звезды Большого театра, Парижской и Римской опер. Начало в 19.00.
Узнать подробности
В Малом зале Филармонии в рамках ХХI Международного фестиваля современной музыки «Звуковые пути» состоится презентация «Чеховъ-проекта». По заказу худрука фестиваля Александра Радвиловича петербургские композиторы написали по новому сочинению, посвященному автору «Трех сестер» и «Чайки». Владимир Раннев сочинил «Барышню» для сопрано и ансамбля, София Левковская – «...для Чехова», Михаил Крутик – «Случай из практики», Игорь Друх – театральную сцену «Хамелеон». Обещаны также музыкальные иллюстрации к повести «Черный монах» и «Пауза» (тоже чеховская, надо думать). Начало в 19.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр и балет), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: пресс-службы Михайловского театра, арт-центра «Берег» (Анна Хохлова), арт-центра «Пушкинская, 10»; menshikov.ru, mariinsky.ru, «Парадиз», «Централ Партнершип», otkaz.ru, «Каро Премьер».
«Фонтанка.ру»